§ 3. Органы управления связью

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Органы управления связью |
§ 3. Органы управления связью

Без нормального функционирования органов управления связью и информатизацией невозможны решение государственных, политических и общественных задач, эффективный обмен данными в бюджетных и коммерческих структурах, работа промышленности, учреждений науки, образования, медицины и культуры, удовлетворение потребностей населения в услугах связи.
В целях реализации государственной политики в области связи и информатизации, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в этой сфере Указом Президента от 12 ноября 1999 г.*, Государственный комитет по телекоммуникациям, учрежденный Указом Президента от 25 мая 1999 г.**, преобразован в Министерство Российской Федерации по связи и информатизации (Минсвязи России). Согласно постановлению Правительства от 7 декабря 1999 г.***, оно является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области связи и информатизации, координацию деятельности в этой сфере федеральных органов исполнительной власти. При нем функционируют государственные комиссии по радиочастотам, по электросвязи, по информатизации и Служба государственного надзора за связью в Российской Федерации (Госсвязьнадзор России) (см. схему 25).

* СЗ РФ. 1999. № 46. Ст. 5541.
** СЗ РФ. 1999. № 34. Ст. 4223.
*** СЗ РФ. 1999. № 50. Ст. 6233.
На Минсвязи России возложены следующие основные задачи*:
* СЗ РФ. 1999. № 46. Ст. 5541.
реализация государственной политики в области связи и информатизации;
регулирование деятельности в области использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи гражданского назначения, за исключением вопросов, касающихся присвоения и эксплуатации полос радиочастот и орбитальных позиций спутников связи гражданского назначения для целей телерадиовещания, развития средств массовых коммуникаций и распространения средств массовой информации;
государственный надзор за деятельностью в области связи и информатизации;
обеспечение работы государственных комиссий по электросвязи, радиочастотам и информатизации.
Минсвязи обеспечивает общее централизованное управление взаимосвязанной сетью связи страны. Оно осуществляет руководство деятельностью находящихся в его ведении государственных предприятий, организаций и учреждений, а также государственную политику в отношении акционерных обществ, функционирующих в отраслях, координация и регулирование которых возложены на Министерство.
Минсвязи России издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области электросвязи, информатизации и почтовой связи, являющиеся обязательными для всех пользователей и операторов связи. Оно выступает как администрация связи и информатизации Российской Федерации в международной деятельности, представляя и защищая интересы страны в области связи и информатизации, заключает международные договоры, а также координирует деятельность в этой области всех юридических и физических лиц.
Мировой опыт показывает, что для информационного обеспечения современной экономики требуется опережающее развитие телекоммуникационной инфраструктуры, ее полноценное вхождение в глобальные международные системы связи.
Регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) возложены на Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Оно формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий в области связи; обеспечивает разработку нормативно-правовой базы для государственного регулирования деятельности указанных субъектов, осуществляет контроль за соблюдением условий договоров, заключаемых этими субъектами с потребителями, а также принимает соответствующие решения в случаях нарушения законодательства о естественных монополиях.
Правовые и организационные основы деятельности Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) определены Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации»* и рядом других нормативных правовых актов.
* Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 423.
Кроме ФАПСИ, имеются также органы правительственной связи и информации в субъектах Федерации, выполняющие свои функции на соответствующей территории, а также войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части.
Главной задачей этой секретной и необходимой спецслужбы России является обеспечение надежного функционирования технологической основы системы
управления страной и ее Вооруженными Силами. Основные направления работы ФАПСИ — правительственная связь как основа системы управления, межведомственного и межгосударственного общения, криптографическая защита информации, специальное информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти, правовая информатизация этих органов*.
* Российская газета. 1997.22 мая.
Указом Президента от 20 августа 1997 г.* Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации Министерства связи РФ была преобразована в Государственную фельдъегерскую службу при Правительстве Российской Федерации. Служба состоит из подразделений, находящихся в столицах республик, краевых и областных центрах, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Минеральных Водах. Федеральная фельдъегерская связь обеспечивает доставку всей служебной корреспонденции высших должностных лиц, органов государственной власти РФ, ее субъектов на территории России, в столицы стран СНГ, а также доставку технической документации и изделий за рубеж, как это определено Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. «О федеральной фельдъегерской связи»** и Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства от 4 августа 1995 г.***
* СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3953.
** СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3547; 1999. № 49. Ст. 5904.
*** СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3382; Российская газета. 1999. 7 дек.