§ 1. Организационно-правовая система управления

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Организационно-правовая система управления |
§ 1. Организационно-правовая система управления

Транспорт является обслуживающей отраслью народного хозяйства и играет огромную роль в хозяйственном и социально-культурном строительстве. Его основной задачей является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство и средства связи.
В организации управления транспортно-дорожным комплексом имеется ряд особенностей.
Главную роль играют федеральные органы исполнительной власти. Они подразделяются по видам транспорта: железнодорожным транспортом управляет Министерство путей сообщения РФ, морским, речным, автомобильным — Министерство транспорта РФ, авиатранспортом — Федеральная служба воздушного транспорта России, дорожным хозяйством — Российское дорожное агентство.
Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что обусловлено значением и особенностями деятельности управляемых объектов. Кроме того, очевидна необходимость создания в этой сфере объединений, подотраслей для лучшего управления большим количеством обслуживающих предприятий, приближенных к населению.

Транспорт — источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль.
Специфика организации и деятельности предприятий транспортно-дорожного комплекса требует наличия особых нормативных правовых актов (уставов, кодексов, правил). В настоящее время действует, например. Транспортный устав железных дорог, принятый Федеральным законом от 8 января 1998 г.*, Воздушный кодекс РФ 1997 г.**. Кодекс торгового мореплавания 1999 г.*** Определенные группы работников транспорта, главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответственность на основании этих и других нормативных правовых актов, действующих на соответствующих видах транспорта.
* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 218.
** СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383; 1999. № 28. Ст. 3483.
*** СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2207.
Особенностью транспортно-дорожного комплекса является и то, что масштаб приватизации в транспортно-дорожной сфере ограничен; это объясняется необходимостью сохранить управление стратегически важными объектами. Речь, в частности, идет об атомном флоте, средствах управления воздушным движением и взлетно-посадочных поло-сах аэродромов, о водных путях, автомобильных и железных дорогах, пассажирском городском транспорте. Приватизация этих объектов полностью запрещена.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют транспортное обслуживание населения, контролируют его состояние, обеспечивают развитие на своей территории сети автомобильных дорог общего пользования.
Основу транспортной системы Российской Федерации составляет железнодорожный транспорт. Федеральным законом от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте»* определены экономические, правовые и организационные основы деятельности, место и роль в экономике и социальной сфере страны этого вида транспорта. Закон регулирует его отношения с органами государственной власти, другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта, а также пассажирами, отправителями и получателями гру-зов, грузобагажа и багажа. Железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, что определяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта.
* СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3505.
Существующая ныне система управления включает четыре ступени: министерство, дорога, отделение, предприятие. Железная дорога — основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта. Она имеет полную самостоятельность: сама распоряжается своей прибылью, планирует свое развитие, свой соцкультбыт. В связи с резким снижением объема перевозок грузов и пассажиров планируется сократить количество дорог и их отделений. Указом Президента от 8 ноября 1997 г. «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации»* предусмотрено выведение из структуры железнодорожного транспорта предприятий и подразделений, непосредственно не связанных с организацией движения железнодорожного транспорта и обеспечением безопасности железнодорожного движения, и последующей приватизацией этих предприятий и подразделений.
* СЗ РФ. 1997. № 45. Ст. 5171.
Основные направления в развитии железнодорожного транспорта и социально-экономической политики в этой области на период до 2005 г. определены Указом Президента от 16 мая 1996 г.*
* СЗ РФ. 1996. №21. Ст. 2471.
Постановлением Правительства от 15 апреля 1996 г. утверждена Федеральная целевая программа «Внутренние водные пути России» на 1996—2000 гг.* Судоходные водные пути имеют протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По этим путям осуществляются перевозки на всей территории страны. Особенно существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Целью программы является создание необходимых условий для сохранения существующей сети судоходных путей, безопасности судоходства и безаварий-ной эксплуатации некоторых гидротехнических сооружений, удовлетворения спроса на услуги речного транспорта.
* СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1995.
Основополагающее значение имеет Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О государственном регулировании развития авиации»*. В нем определены цели государственного регулирования, полномочия федеральных органов исполнительной власти в области развития авиации. 27 марта 1998 г. Правительством принято постановление «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах»**. Оно четко разграничивает компетенцию федеральных органов исполнительной власти по разработке и введению в действие указанных правил.
* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 226.
** СЗ РФ. 1998. №14. Ст. .1593.
Воздушный транспорт имеет немало организационных и правовых проблем. Сейчас из 310 российских авиакомпаний с прибылью работают только 12. Основная причина такого экономического провала — малое число пассажиров и большое число авиакомпаний. Как угрозу отечественной авиатранспортной системе следует расценить стремление ведущих европейских авиаперевозчиков освоить наш внутренний рынок. Из-за недостатков в работе наших авиакомпаний сокращается поток туристов, что также неблагоприятно отражается на бюджетных поступлениях. Более 70% самолетов, находящихся в эксплуатации, должны быть списаны в ближайшие годы в связи с истечением срока службы, но продолжают летать*. В постановлении Правительства от 2 февраля 1998 г. «О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний России»** отмечается неудовлетворительное состояние в деятельности авиакомпаний по перевозкам и отсутствие реальных сдвигов в области повышения безопасности полетов. Намечен ряд мер по исправлению этой ситуации и снижению себестоимости и тарифов на авиаперевозки и другие необходимые работы.
* Известия. 1999. 27 июля.
** СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 765.
Острой остается проблема строительства и ремонта существующих автомобильных дорог, замены автомобилей на новые марки. Из-за снижения дисциплины на транспорте увеличивается число катастроф, аварий, человеческих жертв. В связи с этим 15 июня 1998 г. издан Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»*, которым ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения и утверждено Положение, предоставившее этому органу более широкие специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обес-печения безопасности дорожного движения.
* СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.
22 сентября 1999 г. Правительством принято постановление «О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах»*, в котором указаны задачи Российского дорожного агентства, МВД и органов исполнительной власти субъектов Федерации по созданию и определению правового положения стационарных постов и пунктов, осуществляющих надзорные функции на автомобильных дорогах.
* СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4646.
Организация управления транспортом и связью представлена на схеме 25.