§ 1. Организационно-правовая система управления

| Правовой портал "Правопорядок" | § 1. Организационно-правовая система управления |
§ 1. Организационно-правовая система управления

Управление государственным имуществом — ответственнейший вид деятельности органов исполнительной возможностях власти: по этому виду деятельности судят о самом государстве и его экономических. Согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства от 9 сентября 1999 г.*, под управлением государственным сектором экономики понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях. Особо важная роль в управлении принадлежит управляющим — руководителям унитарных предприятий, учреждений, представителям го-сударства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительным управляющим государственным имуществом, управляющим компании.

* СЗ РФ. 1999. № 39. Ст. 4626.
Хотя за годы реформ государству и пришлось серьезно «подвинуться», уступая место более эффективному частному собственнику, оно до сих пор владеет огромным имуществом. Российской Федерации принадлежит до 37 тыс. госпредприятий (в том числе 14 тыс. унитарных), более 23 тыс. учреждений, не менее четверти капитала в 2,5 тыс. акци-онерных обществ и недвижимость общей площадью в 337 млн. м2.
России, кроме того, принадлежит 2,5 тыс. объектов недвижимости в 122 государствах. Примерная цена всей загрансобственности — более 100 млрд. долл. Речь идет не только о земельных участках и зданиях, но и о других ценностях*.
* Российская газета. 1999.15 апр., 25 июня.
Указом Президента от 29 июня 1998 г. «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за границей»* определены меры, направленные на более эффективное использование этого имущества для пополнения федерального бюджета. Одной из таких мер явилось создание Межведомственной комиссии по обеспечению эффективного использования собственности РФ, находящейся за границей, и защите имущественных интересов России, Положение о которой утверждено постановлением Правительства от 3 октября 1998 г.** Важнейшая задача Комиссии — поиск и оформление прав собственности России на имущество, находящееся за рубежом, включая недвижимое имущество, вклады и акции в зарубежных компаниях, драгоценные металлы и иные ценности. Председателем Комиссии является Министр государственного имущества РФ.
* СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3149.
** СЗ РФ. 1998. № 41. Ст. 5027.
Управление государственным имуществом распределяется между Российской федерацией и ее субъектами и распространяется на все отрасли и сферы, в которых имеется данное имущество. Иначе говоря, — это вид межотраслевого управления. Частично такая деятель-ность относится и к ведению органов местного самоуправления.
Важнейшим условием оздоровления российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий является реализация положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»*.
* СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3595; 1999. №26. Ст. 3173.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.
Приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения имущества в собственность физических и .юридических лиц устанавливаются федеральным законом о государственной программе приватизации. Правительство РФ ежегодно одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в программу приватизации. Также ежегодно Правительство представляет Федеральному Собранию отчет о реализации программы приватизации за прошедший год. Законом определены содержание программы, дана классификация государственного имущества, изложены полномочия органов исполнительной власти по управлению государственным имуществом, его продаже, порядок принятия решений о приватизации и другие вопросы.
Правительство повседневно занимается решением вопросов, связанных с рациональным использованием объектов федеральной собственности, их акционированием, передачей тех или иных объектов в собственность трудовых коллективов. Регулярно рассматриваются предложения об основных направлениях использования средств, полученных от приватизации. Следует отметить, что в отношении субъектов федеральной собственности отчетливо прослеживается тенденция децентрализации управления. В последние годы идет процесс передачи госпредприятий и организаций из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации. Оформляется передача актами Правительства РФ, которые принимаются по совместному представлению Министерства государственного имущества РФ, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и с согласия правительства (администрации) соответствующего субъекта Федерации. Вопрос о соотношении собственности федеральной, региональной и муниципальной — очень важный. Решая его, надо сосредоточить усилия не на том, как переделить государственную собственность, а на том, как оптимизировать управление ею с целью повышения эффективности производства.
Несмотря на то, что в результате массовой приватизации 58,9% предприятий стали частными, ряд поставленных целей не был достигнут:
не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности в деятельности предприятий;
привлеченных в процесс приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;
в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.
В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики, а также в области приватизации. Поэтому названной выше Концепцией предусмотрены основные меры по совершенствованию системы управления государственным имуществом, кардинальному повышению эффективности функционирования российских предприятий в народнохозяйственном комплексе в целом, полная инвентаризация государственного имущества в стране и за рубежом, вовлечение его в гражданский оборот.
Предусматривается переход от массовой приватизации к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации государственного имущества, что повысит его оборотоспособность, позволит государству стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов.
При осуществлении управления государственными предприятиями нередко возникают вопросы, связанные с применением Федерального закона от 8 января 1998 г «О несостоятельности (банкротства)»*. Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредитора.
* СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 222.
Государство заинтересовано, чтобы убыточное предприятие или находящееся на пороге банкротства скорее стало приносить прибыль, выпуская продукцию, пользующуюся спросом. Поэтому продать акции нужно не любому инвестору, а только тому, кто возьмет обязательства вложить в это предприятие определенные средства. Надо учитывать, что в таких случаях речь идет не только о судьбе предприятия, но и о судьбе людей: останутся они на своих рабочих местах или станут безработными.
На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на скорейшее взыскание задолженности не дает реальных результатов. Исходя из этого Концепцией предусматривается, что банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства. Это один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным, возможно, с долей участия государства. Участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на проведение реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фис-кальным краткосрочным интересам.
В целях совершенствования системы управления федеральными государственными унитарными предприятиями, повышения эффективности их деятельности, увеличения доходов от использования федерального имущества постановлением Правительства от 6 декабря 1999 г.* в соответствии с Концепцией намечен ряд конкретных мер. В частности, предусматривается ликвидировать, продать или реорганизовать некоторые из этих предприятий либо использовать для создания на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий. Одновременно определены случаи, когда допускается сохранение предприятий в форме унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо создание на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий.
* СЗ РФ. 1999. № 50. Ст. 6230.
К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление государственным имуществом и решающим вопросы приватизации, относятся: Министерство государственного имущества, Российский фонд федерального имущества, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, а также Федеральный долговой центр при Правительстве РФ.