§ 3. Административно-правовые отношения

| Правовой портал "Правопорядок" | § 3. Административно-правовые отношения |
§ 3. Административно-правовые отношения

Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предписания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами, называются административно-правовыми отношениями. Стороны участвуют в них как но-сители взаимных прав и обязанностей, установленных и обеспеченных административно-правовыми нормами. В этих правоотношениях выражен государственный интерес, т. е. практически реализуются задачи и функции государства. Такие правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и (или) подзаконными административно-правовыми нормами.
Административно-правовое отношение, как и все другие правоотношения, имеет структуру (см. схемы 4 и 5), а именно системную совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: участники (стороны) правоотношения — субъект и объект управления; их субъективные права и юридические обязанности; поощрения и ответственность участников; юридический факт (факты).

Субъект — это участник (сторона) правоотношения в сфере исполнительной власти, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями по осуществлению управленческих функций. Обычно в качестве субъекта административно-правовых отношений (управляющей стороны) выступает орган исполнительной власти и его должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В случаях, определенных законодательством, в роли субъекта могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения при ре-ализации своих внешних управленческих функций (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).
Объект управления — другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.
Схема 4. Понятие и виды субъектов административного права
Схема 5. Элементы административно-правовых отношений
Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.
Каждое материальное и процессуальное административно-правовое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обязанностей его участников. Этим характеризуется содержание правоотношения. Правомочию — субъективному праву одного участника правоотношения — всегда соответствует юридическая обязанность другого, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.
Административно-правовое отношение предполагает такое поведение его участников (сторон), которое соответствует требованиям, сформулированным в административно-правовых нормах. Именно оно считается правильным и не только оценивается положительно, но в соответствующих случаях и поощряется. Например, ст. 13 Федераль-ного закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»* устанавливает, что к государственным служащим применяются поощрения за успешное и добросовестное исполнение ими должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. В случае же несоблюдения, нарушения требований, изложенных в административно-правовых нормах, возникает необходимость их защиты в административном или судебном порядке. Большинство административно-правовых отношений защищается в административном порядке. К участникам административно-правовых отношений, не выполняющим своих обязанностей, уполномоченные на то органы исполнительной власти применяют меры государственного принуждения, в том числе меры юридической ответственности.
* СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990; 1999. № 8. Ст. 974.
Юридическими фактами называются фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений. Остановимся на различиях между этими понятиями.
В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определеляются общим ( родовым) образом – как индивидуальные субъекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные (органы исполнительной власти, органы управления государственных и негосударственных организаций и т.д.). В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т. е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).
Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.
Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий: 1) административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность; 2) административной правоспособности и дееспособности субъекта; 3) юридического факта (фактов), т. е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
Юридические факты делятся на действия и события.
Действия — результаты активного волеизъявления участника правоотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объединений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дисциплинарные проступки.
События — это явления, не зависимые от воли людей (например достижение определенного возраста, с чем связываются юридические последствия; смерть; стихийное бедствие).
Совершенно очевидно, что перечисленные и другие факты в каждом конкретном случае могут иметь различные юридические последствия, т. е. порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган исполнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установленный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотношений.
Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев (см. схему 6): по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.
В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами админист-раций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными министерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и др.).
По конкретным целям (назначению) управленческие отношения, как уже отмечалось, делятся на две группы: внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные) и внешние, т. е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.
Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на материальные и процессуальные, а по способу защиты — на защищаемые в административном или судебном порядке.
Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием и комплектованием аппаратов управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т. п., — вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают руководители органов управления и их структурных подразделений, а другой — остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов. Главные же, определяющие — внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.
Схема 6. Виды административно-правовых отношений
Таким образом, административно-правовые отношения, построенные по принципу «субъект — объект управления», как властеотношения, имеют существенные отличия от правоотношений других отраслей права (см. схему 7):
1. Одной из сторон (участников) административно-правовых отношений является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями государственно-властного характера. Этот орган принимает решение (издает предписание), исполнение которого обязательно для управляемой стороны, и может применить в отношении нее принуждение. Поскольку здесь имеется неравенство сторон, административно-правовые отношения в принципе невозможны между гражданами или негосударственными структурами.
2. Объектом административно-правового отношения является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых в сфере исполнительной власти, которая охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.
3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.
4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) другой стороны не является обязательным.
5. Административно-правовые отношения выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.
6. Споры, которые могут возникать между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке, т. е. путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти (должностного лица). Судебный порядок применяется в случаях, предусмотренных, в частности, Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации»*, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»** и ст. 202 КоАП.
* СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1589** СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6270
Схема 7. Особенности административно-правовых отношений
7. В случае нарушения одной из сторон административно-правовых отношений нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов, каковыми являются, как правило, сами органы исполнительной власти.
Административно-правовые отношения отличаются прежде всего от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки. В п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ* сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регулируются не административным, а гражданским правом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.
* СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.
То, что административное право характеризуют организационно-управленческие отношения, служит основой для его отличия и от трудового, и от финансового права.