§ 2. Оформление наследственных прав

| Правовой портал "Правопорядок" | § 2. Оформление наследственных прав |
§ 2. Оформление наследственных прав

Общие положения. Наследственная масса неоднородна. В ее состав могут входить предметы домашней обстановки и обихода, которыми наследник пользовался совместно с наследодателем, с одной стороны, и принадлежавшие наследодателю земельные участки и иные объекты недвижимости, акции, вклады, паи в хозяйственных обществах и товариществах, банковские вклады, средства транспорта и связи, изделия из драгоценных металлов, антиквариат, с другой. Имеет значение и пространственная связь наследника с открывшимся наследством: одно дело, когда наследник проживал с наследодателем в одной квартире, и совсем другое, когда он находится за тридевять земель и не имеет возможности непосредственно вступить во владение наследственным имуществом. Да и само наследство может находиться в самых разных местах, причем не только в Российской Федерации, но и за ее пределами.
Словом, в очень многих случаях для осуществления наследственных прав принятие наследства недостаточно, необходимо также и оформление указанных прав. Без их оформления, если эти права представляют значительную имущественную и иную ценность, наследник не только не чувствует себя уверенно, но и нередко оказывается в подвешенном состоянии: в органах, на которые возложена регистрация прав на недвижимость, наследнику откажут в перерегистрации недвижимости на его имя. То же произойдет и в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Без представления правоустанавливающего документа не будут внесены изменения в реестр акционеров, невозможно осуществление переходящих по наследству авторских и патентных прав и т. д.

Оформление наследственных прав призвано не только к тому, чтобы укрепить положение наследника, обеспечить ему возможность в пределах, установленных законом, быть продолжением юридической личности самого наследодателя. Оно преследует также фискальные и коммерческие цели (взимание пошлин и налогов, возмещение расходов по охране наследства и управлению им, выплата вознаграждения доверительному управляющему и т. д.).
Наконец, оформление наследственных прав необходимо в интересах кредиторов и должников наследодателя, которым важно знать, к кому перешло наследство, к кому следует обращаться как для осуществления прав, так и для исполнения обязанностей.
Итак, во многих случаях без правоустанавливающего документа, подтверждающего приобретение наследником права на наследство, обойтись невозможно. Таким документом является свидетельство о праве на наследство.
Свидетельство о праве на наследства. В прежнем законодательстве нередко употреблялся термин «свидетельство о праве наследования». Он неточен, поскольку для возникновения права наследования свидетельства не требуется. Свидетельство подтверждает возникшее в результате осуществления права наследования (права на принятие наследства) право на наследство, что и отражено в его нынешнем названии. Выдача свидетельств, круг органов, на которые она возложена, порядок, условия и последствия выдачи свидетельств определены в ст. 557 и 558 ГК 1964 г.. Основах законодательства РФ о нотариате. Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, других законах и подзаконных нормативных актах, а также в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Верховного Суда СССР.
В силу ч. 1 ст. 557 ГК 1964 г. наследники, призванные к наследованию, могут просит нотариальную контору по месту открытия наследства выдать свидетельство о праве на наследство. Сразу же обратим внимание на то, что обращение в нотариальную контору за выдачей свидетельства о праве на наследство-это право, но не обязанность наследника, хотя во многих случаях без получения такого свидетельства наследник не сможет осуществить возникшие у него наследственные права. Выдача свидетельства, по общему правилу, относится к ведению государственных нотариусов, однако при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы она может быть поручена совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты частному нотариусу (см. ч. 2 ст. 46 Основ законодательства о нотариате)[1].
Свидетельство о праве на наследство выдается всем наследникам вместе или каждому в отдельности в зависимости от их желания. О выдаче свидетельства на имя несовершеннолетнего или недееспособного наследника нотариус сообщает органам опеки и попечительства по месту жительства наследника для охраны его имущественных интересов.
Свидетельство о праве на наследство выдается наследникам по истечении шести месяцев со дня открытия наследства. Свидетельство может быть выдано до истечения указанного срока, если в нотариальной конторе имеются достоверные данные о том, что других наследников, кроме заявивших о выдаче свидетельства, нет.
При переходе наследственного имущества к государству свидетельство о праве на наследство выдается в том же порядке, что и другим наследникам. Однако при всех обстоятельствах не допускается выдача такого свидетельства соответствующему государственному органу (например, финансовому) до истечения шести месяцев со дня открытия наследства.
Если наследник принял наследство одним из указанных в законе способов, но нотариальная контора отказывает в выдаче свидетельства о праве на наследство, требования заявителя, не согласного с отказом, рассматриваются судом в порядке особого производства.
В случае, когда наследник принял наследство и представил в нотариальную контору требуемые документы, но в выдаче свидетельства ему отказано, его жалоба на отказ в совершении нотариального действия рассматривается судом по правилам главы 32 ГПК. Если же у наследника, принявшего наследство, отсутствуют документы, необходимые для получения свидетельства, и нет возможности получить их иным путем, заявление наследника об установлении факта принятия наследства рассматривается судом по правилам главы 27 ГПК.
В тех случаях, когда при оспариваний отказа нотариуса в выдаче свидетельства либо при рассмотрении заявления об установлении факта принятия наследства возникает спор о праве гражданском (например, о недействительности завещания или о том, что наследник должен быть отстранен от наследования как недостойный), суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе в порядке искового производства на общих основаниях предъявить иск (см. пп. 1 и 6 ст. 245; ч. 3 ст. 246 ГПК; гл. 27 и 32 ГПК; пп. 5, 6, 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г.; п. 11 постановления Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» от 21 июня 1985 г. № 9).
За выдачу свидетельств о праве на наследство в соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» взимается пошлина, размер которой зависит от того, призываются ли к наследованию наследники первой очереди или другие наследники, находится ли наследственное имущество за границей, и от других обстоятельств.
Предусмотрен широкий перечень льгот по уплате государственной пошлины (см. п. 5 ст. 5 Закона РФ «О государственной пошлине»). Так, граждане освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство жилого дома, квартиры, если они проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в том же доме (той же квартире) после его смерти; за выдачу свидетельства о праве на наследство имущества лиц, погибших при выполнении государственного или общественного долга; имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям; вкладов в банках; страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования; сумм оплаты труда и сумм авторского вознаграждения по законодательству об интеллектуальной собственности[2].
Наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также наследники, признанные недееспособными, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества.
Государственная пошлина не взимается с финансовых и налоговых органов за выдачу им свидетельства о праве государства на наследство.
Налогообложение при наследовании. Как уже отмечалось, оформление наследственных прав преследует и чисто фискальные цели, т. е. служит пополнению государственной казны. В настоящее время налогообложение наследственного имущества производится на основании Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12 декабря 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Указа Президента РФ «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» от 7 декабря 1993 г., а также Инструкции Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 30 мая 1995 г. № 32.
Объекты налогообложения определены в ст. 2, ставки налога – в ст. 3, льготы по налогу – в ст. 4; порядок начисления и уплаты налога – в ст. 5 Закона.
Если стоимость имущества, переходящего по наследству, не превышает 850-кратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда, имущество налогом на наследство не облагается.
Ставки налога определяются в зависимости от того, наследуют ли имущество наследники первой очереди, второй очереди или другие наследники, а также в зависимости от стоимости имущества, переходящего по наследству.
Нетрудоспособные иждивенцы должны относиться к наследникам той очереди, в которой они призываются к наследованию; наследники по праву представления – к наследникам первой очереди; наследники по завещанию, если они относятся к наследникам по закону, – к «своей» очереди наследников по закону[3]. Так, наследники по закону первой очереди при наследовании имущества от 851-кратного до 1700-кратного установленного законом МРОТ уплачивают налог в размере 5 % стоимости имущества, превышающей 850-кратный МРОТ.
Налог с имущества, переходящего по наследству, не взимается со стоимости имущества, переходящего пережившему супругу, независимо от того, проживали ли супруги вместе или нет; со стоимости жилых домов (квартир) и с сумм накоплений в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем на день открытия наследства; со стоимости имущества лиц, погибших при выполнении государственного или общественного долга; со стоимости жилых домов и транспортных средств, переходящих инвалидам I и II групп.
Налог взимается при условии выдачи нотариусами свидетельств о праве на наследство, если стоимость имущества, переходящего по наследству в собственность физического лица, превышает на день открытия наследства 850-кратный усыновленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
Имущество, перешедшее в порядке наследования, если оно подлежит налогообложению, может быть продано, подарено, обменено собственником, отчуждено им каким-либо иным способом (например, по рентному договору) или заложено только после уплаты им налога, что подтверждается справкой соответствующего налогового органа.
Оформление наследственных прав в общегражданском порядке. В составе наследства может быть немало прав и объектов этих прав, которые требуют регистрации и учета[4]. Это недвижимое имущество и права на него, транспортные средства, вклады, паи, акции, памятники истории и культуры и многое другое. Регистрация и учет указанных прав и их объектов возложены на различные органы государственной власти и управления: органы юстиции – если речь идет о недвижимом имуществе и правах на него, инспекции по охране памятников – в отношении памятников истории и культуры; Госинспекцию, которая занимается учетом и регистрацией автомобилей и ряда других транспортных средств их владельцами, и т. д. В этих и многих других случаях для переоформления прав на нового собственника, который приобрел это право по наследству, требуется представить свидетельство о праве на наследство. Так, Закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в числе оснований для регистрации соответствующих прав прямо называет свидетельства о праве на наследство. Поскольку в настоящее время еще не образованы органы, в которых по закону должны быть сосредоточены как единый учет всех прав на недвижимое имущество, так и регистрация этих прав, наследнику после получения свидетельства о праве на наследство для переоформления прав на недвижимое имущество приходится обращаться в различные органы: в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству – в отношении прав на земельный участок; в городское бюро регистрации прав на недвижимость в жилищной сфере – в отношении прав на квартиры (жилые дома) и т. д.[5]. После того как система учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество будет создана, переоформление прав на недвижимое имущество, по-видимому, станет проще. Но и после этого сохранится действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда и суда внутреннего плавания, специальный порядок регистрации и учета автомототранспортных средств, внесения изменений в реестр акционеров и т. д. Лишь после того как эти формальности соблюдены, наследник может считать себя окончательно заступившим место наследодателя.
[1] В настоящее время в Российской Федерации на четырех нотариусов приходится трое частных.
[2] В этом перечне неточно, по крайней мере, включение страховых сумм, подлежащих выплате по договорам личного страхования, поскольку указанные суммы в состав наследства не входят. По существу же освобождение указанных сумм от обложения государственной пошлиной вполне оправданно.
[3] Указания на сей счет как в Законе о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, так и в нормативных документах Госналогслужбы отсутствуют.
[4] В данном случае для большей наглядности мы допускаем известную погрешность в подходе к наследству, ставя в один ряд как сами права, так и их объекты. Впрочем, по такому пути идет иногда и законодатель (см., напр., п. 1 ст. 150 ГК).
[5] При этом мы ориентируемся на структуру органов, сложившихся в свое время в Санкт-Петербурге.