1. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав (см. ст.12, 13 ГК РФ). Указанные положения гражданского законодательства и правила п.1 комментируемой статьи основываются на ч.2 ст.46 Конституции РФ, согласно которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Законом РФ от 27.04.1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[237] установлено, что к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах (ст.2).
Таким образом, в суд могут быть обжалованы как акты в широком смысле (действия и правовые акты), так и бездействие исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, если заявитель полагает, что соответствующий акт или бездействие не соответствует требованиям закона и нарушает права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области земельных отношений.
Под действием в праве понимают юридический факт, который возникает по воле людей, т.е. является волеизъявлением, влекущий возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. В зависимости от соответствия или несоответствия праву действия подразделяются на правомерные (порождают правоотношения, субъекты которых наделяются позитивными правами и обязанностями) и неправомерные (являясь правонарушениями, влекут возникновение правоохранительных отношений, т.е. отношений ответственности, возлагающих на виновную сторону обязанность претерпеть неблагоприятные последствия).
Правовые акты могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).
Нормативный правовой акт — это официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Нормативные правовые акты классифицируются, в частности, в зависимости от вида субъектов нормотворчества, определяющего юридическую силу акта. Различаются, например, конституция и иные законы, принимаемые высшим представительным органом государственной власти или в результате референдума, а также подзаконные правовые акты — нормативные правовые акты президента, правительства, министерств, органов местного самоуправления.
Ненормативные (индивидуальные) правовые акты направлены на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица. Они вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. В отличие от нормативных правовых актов индивидуальные акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют общеобязательные долгосрочные правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. В качестве примеров ненормативных правовых актов можно привести решения уполномоченных органов (в форме постановлений, распоряжений, решений и т.п.) о предоставлении земельного участка конкретному лицу, об изъятии определенного земельного участка и др.
И, наконец, в суд может быть обжаловано неправомерное бездействие соответствующего органа или должностного лица. В теории права под бездействием понимают воздержание лица от совершения действия, пассивное правомерное или противоправное деяние. Как и действие, бездействие является юридическим фактом, возникающим в результате волеизъявления лица. Бездействие может быть правомерным, т.е. не нарушающим правовых норм, регулирующих отношения, в рамках которых совершается деяние в форме бездействия, или реализующим нормы права, специально рассчитанные на их реализацию субъектами правоотношений путем воздержания от совершения действий. В этих случаях бездействие порождает правоотношения, субъекты которых обладают позитивными правами и обязанностями.
Возможно и бездействие, являющееся юридически индифферентным, например, в сфере общественных отношений, не регулируемых правом, или бездействие, хотя и совершаемое в рамках правовых отношений, но с которым не связаны те или иные юридические последствия. Данный тип бездействия правоотношений не порождает.
Бездействие, как и действие, может быть противоправным, т.е. социально вредным (а в уголовном праве — общественно опасным) деянием, выразившимся в несовершении общественно полезного действия, которое орган или лицо могли и должны были совершить в силу возложенных на них законом или иными правовыми актами юридических обязанностей. В таком качестве бездействие является элементом объективной стороны правонарушения, влекущего возникновение правоохранительных отношений, в частности, правоотношения юридической ответственности.
В зависимости от подведомственности дела признание недействительными неправомерных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления производится судом общей юрисдикции или арбитражным судом (о подведомственности гражданских дел судам и арбитражным судам см. комментарий к ст.64 Кодекса).
В судах общей юрисдикции производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части осуществляется по правилам гл.24, а по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих — гл.25 ГПК РФ.
Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии с гл.23, а ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц — гл.24 АПК РФ.
При обращении в суд или арбитражный суд с соответствующим заявлением целесообразно учитывать содержание постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[238], постановления Пленума ВС РФ от 21.12.1993г. N 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан»[239] и другие актуальные материалы судебной и судебно-арбитражной практики.
Целесообразно также иметь в виду, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.3 ст.46 Конституции РФ). Речь идет, например, о Европейском Суде по правам человека — постоянно действующем суде, образованном государствами — участниками Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 04.11.1950г., в целях обеспечения соблюдения их обязательств по данной Конвенции. Россия ратифицировала Конвенцию и Протоколы к ней 30.03.1998г. [240].
Европейский Суд может принять дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все предусмотренные национальным законодательством средства правовой защиты, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу. Так, согласно ст.126 Конституции РФ высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам в России является Верховный Суд РФ. Поэтому гражданин Российской Федерации может обратиться со своим делом в Европейский Суд лишь по прохождении этой инстанции и получении письменного отказа. Важно не пропустить 6-месячный срок для обращения в Суд (возможность его восстановления Конвенцией не предусмотрена)[241].
2. В соответствии со ст.13 ГК РФ в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ. Один из таких способов — возмещение убытков.
Напомним, что под убытками понимают выраженные в денежной форме имущественные потери, возникшие у лица, и находящиеся в причинной связи с неправомерным действием или бездействием другого лица. Согласно ст.15 ГК РФ убытки могут возникнуть в двух формах: а) реальный ущерб, т.е. расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества; б) упущенная выгода, т.е. неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Возмещение убытков — это один из основополагающих принципов гражданского законодательства, в соответствии с которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст.15 ГК РФ). Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа или органа местного самоуправления, а также действиями либо бездействием должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации либо муниципальным образованием.
Требования о возмещении убытков, причиненных государственным органом или органом местного самоуправления, являются гражданско-правовыми, хотя их основанием служат действия (бездействие) в сфере управления. В связи с этим при определении состава убытков, условий привлечения к ответственности, сроков исковой давности применяются ст.15, 1069, 1071 и иные статьи ГК РФ.
Убытки подлежат возмещению при наличии вины и доказанности их размера, причинной связи между убытками и незаконными действиями (бездействием) в сфере управления, в том числе незаконными актами причинителя вреда. Граждане могут одновременно с требованием о возмещении убытков предъявлять требования о компенсации морального вреда или использовать иные средства защиты гражданских прав, а юридические лица — требования о защите деловой репутации[242]. Потребовать защиты деловой репутации вправе также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Судебная практика по данной категории гражданских дел обобщена, в частности, в постановлении Пленума ВС РФ от 24.02.2005г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»[243].
При обращении в суд или арбитражный суд с требованием о возмещении убытков целесообразно учитывать практику рассмотрения судами дел о взыскании убытков. Важные выводы содержит, например, постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[244]. О возмещении убытков см. также ст.62 Кодекса и комментарий к ней.