11.4. Участие прокурора в правотворческой деятельности

| Правовой портал "Правопорядок" | 11.4. Участие прокурора в правотворческой деятельности |
11.4. Участие прокурора в правотворческой деятельности

Необходимость правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стране реформ и действенной борьбы с преступностью, достижения соответствия принимаемых законов Конституции и федеральным законам, устранения имеющихся в законодательстве пробелов и выявляемых противоречий, а также исчерпывающего знания законов и правильного их применения требуют от органов прокуратуры активного участия в правотворческой деятельности, полного и достоверного учета нормативных правовых актов РФ и ее субъектов.
Приказ Генерального прокурора РФ от 09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» в целях достижения единства правовой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации законодательства в органах прокуратуры РФ содержит указания обеспечить активное участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности.

Уполномоченные прокуроры при выявлении пробелов и недостатков законодательства, требующих дополнительного правового регулирования, должны вносить предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм, которые следует направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ для проработки и представления на рассмотрение руководства.
Необходимо исключить факты направления законодательных предложений (за исключением предложений по совершенствованию законодательства субъектов РФ) в другие органы, минуя управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ.
Прокуроры субъектов РФ обязаны обеспечить активное участие нижестоящих прокуратур в разработке законодательных актов субъектов РФ, используя для этого такие формы работы, как представление инициативных проектов, участие в составе рабочих групп, направление заключений на законопроекты, участие в обсуждении проектов на пленарных заседаниях представительных (законодательных) органов.
Систематизация законодательства в Генеральной прокуратуре РФ возложена на отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения, в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах – на старших помощников прокуроров по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения), в прокуратурах городов, районов, приравненных к ним прокуратурах – на одного из старших помощников (помощников) прокурора.
На отдел систематизации законодательства управления правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ возложено решение следующих вопросов:
– учет и поддержание в контрольном состоянии поступающих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, систематическое ведение их картотеки, а также карточек судебной практики;
– учет и поддержание в контрольном состоянии конституций (уставов), кодексов, законодательных актов субъектов РФ по предметам совместного ведения, систематическое ведение их картотеки;
– проведение консультационно-справочной работы;
– обеспечение аппарата Генеральной прокуратуры РФ нормативными материалами и юридической литературой;
– издание экспресс-бюллетеня Генеральной прокуратуры РФ, сборников нормативных актов по отдельным отраслям законодательства;
– внесение информационному центру предложений по совершенствованию информационной системы федерального законодательства;
– проверка состояния работы по систематизации законодательства в подчиненных органах прокуратуры, оказание им практической помощи, распространение положительного опыта работы;
– организация мероприятий по повышению квалификации подведомственных кадров, их стажировка;
– сотрудничество с прокуратурами государств СНГ по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.
На старших помощников прокуроров субъектов РФ по правовому обеспечению (отделы правового обеспечения) и приравненных к ним прокуроров возложено решение следующих вопросов:
– учет и систематическое ведение картотек федеральных нормативных правовых актов, судебной практики, а также нормативных правовых актов субъектов РФ;
– поддержание нормативной базы в контрольном состоянии;
– проведение консультационно-справочной работы;
– обеспечение своих аппаратов и подчиненных прокуратур нормативными материалами и юридической литературой;
– контроль за состоянием работы по систематизации в подчиненных прокуратурах и оказание им практической помощи.
Словарь терминов
Генеральный прокурор РФ – должностное лицо, возглавляющее систему органов и учреждений прокуратуры в Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ назначается и освобождается от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.
Государственный обвинитель – поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры, а также по поручению прокурора и в случаях, когда предварительное расследование произведено в форме дознания, также дознаватель либо следователь.
Государственный контроль – проведение специально уполномоченными органами исполнительной власти проверок выполнения юридическими лицами или частными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Объекты прокурорского надзора – государственные органы и должностные лица, деятельность которых попадает под потенциальную возможность со стороны прокуратуры осуществить проверки соблюдения и исполнения ими Конституции, федерального законодательства, а также соответствия закону издаваемых ими нормативно-правовых актов. К объектам прокурорского надзора относятся федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Отрасль прокурорского надзора – обособленное специфическим предметом и объектами прокурорского надзора самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры по осуществлению контроля за соблюдением и исполнением Конституции, федеральных законов, а также за законностью издаваемых соответствующими государственными органами и должностными лицами нормативно-правовых актов.
Постановление прокурор – акт (документ) прокурорского реагирования на обнаруженные в ходе проведения прокурорской проверки обстоятельств, указывающих на наличие в действиях (бездействии) или принятых решениях признаков состава преступления или административного правонарушения.
В этих случаях прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Пределы прокурорского надзора – установленные федеральным законодательством, а также руководящими указаниями Генерального прокурора РФ рамки, ограничивающие реализацию прокурором своих надзорных полномочий.
Предмет прокурорского надзора – деятельность поднадзорных прокуратуре объектов, в части касающейся соблюдения ими Конституции и надлежащего исполнения федеральных законов, соответствия издаваемых ими нормативных актов федеральному законодательству, соблюдение в своей деятельности прав и свобод человека и гражданина; принятие поднадзорными органами управления и их должностными лицами мер к предупреждению нарушений законов, в целях установления режима законности и правопорядка.
В предмет прокурорского надзора не входит надзор за исполнением законов высшими представительными и исполнительными федеральными органами государственной власти, деятельность Президента РФ и органов судебной власти.
Предостережение о недопустимости нарушения закона – акт (документ) прокурорского реагирования, выносящийся прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.
Представление прокурора – акт (документ) прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, содержащий требования об их устранении, которые наступили в результате действий (бездействия) или принятия незаконных решений государственными органами или должностными лицами.
Прокурор – настоящий термин имеет следующие значения:
– прокурор – должностное лицо, которое возглавляет соответствующую прокуратуру (территориальную, областную, районную или специализированную – военную, природоохранную, и т. д.).
– прокурор – совокупность должностных лиц, указанных в ст. 54 Закона о прокуратуре: Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
Прокурорские работники – совокупность всех сотрудников органов прокуратуры: прокуроры, следователи прокуратуры и другие работников органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).
Прокурорский надзор – урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемой специально созданными для этого органами прокуратуры и направленной на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства.
Протест прокурора – это акт (документ) прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными требование о его отмене или приведении в соответствие с законом.
Судебный контроль – особая форма осуществления правосудия в сфере уголовного, гражданского, арбитражного, конституционного и административного судопроизводства.
Тактика и методика прокурорского надзора – выработанные юридической наукой понятия, которые обозначают совокупность методов и способов осуществления прокурором своих полномочий по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений законов.
Уголовное преследование – процессуальная деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Формы прокурорского надзора – правовые средства реализации предоставленных прокурору полномочий.
Функции прокуратуры – основные направления деятельности органов прокуратуры. Функции органов прокуратуры включают в себя кроме отраслей прокурорского надзора, также и другие направления, такие как уголовное преследование, международное сотрудничество, правотворческую деятельность и т. д.