Статья 365. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 365. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля |
Статья 365. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля

Комментарий к статье 365
Комментируемая статья аналогична по содержанию ст. 190 ТК РФ 1993 г., устанавливавшей принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля. Необходимо отметить важное значение данной статьи как для предыдущего, так и для комментируемого ТК РФ, поскольку в ее положениях содержатся гарантии реализации закрепленного в ст. 53 Конституции РФ права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти либо их должностных лиц.
При этом следует учитывать, что причиненный вред может иметь как физическое, так и моральное выражение, и положения комментируемой статьи не оговаривают, о каком вреде идет речь. В связи с изложенным можно полагать, что моральный вред подлежит возмещению наряду со вредом, нанесенным непосредственно товарам и транспортным средствам или иным образом повлекшим материальные убытки.
Необходимо упомянуть, что вопросы обязательств вследствие причинения вреда урегулированы положениями гл. 59 ГК РФ. Непосредственно положения, касающиеся ответственности за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами, а также органами дознания, закреплены соответственно в ст. 1069, 1070 ГК РФ.

В соответствии с п. 1, 3 комментируемой статьи при проведении таможенного контроля не допускается причинение вреда как лицам (перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам), так и товарам и транспортным средствам. При этом за причинение лицам убытков таможенные органы либо их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Необходимо также обратить внимание на нововведения, содержащиеся в комментируемой статье. Наиболее существенными следует признать положения п. 2 данной статьи, которые предусматривают обязательное возмещение упущенной выгоды (неполученного дохода) в числе убытков, причиненных неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля. Подобное положение отсутствовало в предыдущем ТК РФ 1993 г. Его включение в комментируемую статью имеет исключительно важное значение, в том числе при осуществлении судебных разбирательств. Следует учитывать, что возмещение убытков, включая упущенную выгоду, в соответствии с п. 2 комментируемой статьи осуществляется в полном объеме.
Согласно п. 4 комментируемой статьи убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, как правило, возмещению не подлежат. Вместе с тем предусмотрена возможность установления обязанности возмещения убытков, причиненных лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов. Правовым основанием для такого возмещения могут быть только положения федеральных законов.