Статья 363. Представление документов и сведений, необходимых для таможенного контроля

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 363. Представление документов и сведений, необходимых для таможенного контроля |
Статья 363. Представление документов и сведений, необходимых для таможенного контроля

Комментарий к статье 363
Роль документов при осуществлении таможенного контроля постоянно возрастает. В интересах участников ВЭД и с целью облегчения перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу меры таможенного контроля, применяемые непосредственно при таком перемещении, сокращаются. Таможенный контроль после выпуска товаров тем временем приобретает все большее значение. Однако в большинстве случаев товары, выпущенные в свободное обращение или вывезенные с таможенной территории РФ, попав в оборот, вскоре исчезают из поля зрения таможенных органов. Таким образом, документы, необходимые для таможенных целей, становятся главным источником информации, на основании которой может осуществляться таможенный контроль после выпуска товаров.
В связи с определением роли документов при осуществлении таможенного контроля следует обратить внимание на стандартное правило 6.6 Киотской конвенции, согласно которому система таможенного контроля включает в себя и контроль на основе методов аудита. Под таким контролем в указанной Конвенции понимаются меры, предпринимаемые таможенными органами для проверки точности и достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях, путем изучения бухгалтерских книг, счетов, систем бизнеса и всех, относящихся к делу коммерческих данных, имеющихся у того или иного лица либо компании.

Основной принцип содержится в п. 1 комментируемой статьи. В соответствии с данным пунктом упомянутые в нем лица обязаны безоговорочно представлять необходимые для таможенного контроля документы. Вместе с данной обязанностью в комментируемой норме содержатся и два положения, гарантирующие защиту прав и законных интересов указанных лиц. Во-первых, документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в соответствии с данной статьей представляются только в таможенные органы. Во-вторых, на лиц возлагается обязанность представления только тех документов и сведений, которые прямо предусмотрены ТК РФ. В числе таких документов необходимо упомянуть документы, указанные в ст. 72 — 76, 131 ТК РФ, а также иные документы.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает порядок истребования таможенными органами и представления лицами документов и сведений, необходимых для таможенного контроля. Устанавливается обязательная письменная форма для запроса, направляемого лицу таможенным органом. Срок предоставления информации устанавливается таможенным органом по своему усмотрению. При этом срок устанавливается с учетом имеющейся у лица возможности своевременного предоставления истребуемых сведений. Для этого таможенным органом должен приниматься во внимание характер требуемой информации, вид необходимых документов, любые иные обстоятельства, влияющие на сроки выполнения его требования. Лицо может выступить с мотивированным обращением о продлении установленного срока на время, необходимое для представления необходимых документов и сведений. В случае обоснованности обращения таможенный орган продлевает срок выполнения запроса.
Одним из источников получения информации, необходимой для осуществления таможенного контроля, являются банки и кредитные организации. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи таможенные органы вправе получать от указанных организаций справки о связанных с ВЭД и уплатой таможенных платежей операциях лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ, а также справки об операциях лиц, оказывающих услуги в сфере ВЭД (таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков). Получение подобных справок может быть обусловлено только целями проведения таможенного контроля. В связи с изложенным следует обратиться к ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ <*>). В соответствии с п. 2 указанной статьи предусмотрена выдача кредитной организацией справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
———————————
<*> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
Пункт 4 комментируемой статьи указывает, какие документы и в каком виде могут быть запрошены таможенным органом в целях осуществления таможенного контроля после выпуска товаров. Проведение таможенными органами проверки достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, предусмотрено положениями ст. 361 ТК РФ. При проведении такой проверки согласно п. 4 комментируемой статьи таможенным органом могут быть запрошены документы, имеющие отношение к внешнеэкономическим операциям с товарами, в отношении которых проводятся мероприятия по таможенному контролю. В случае если таможенный контроль осуществляется в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, могут быть также запрошены документы, относящиеся к последующим операциям с данными товарами. Таким образом, может проводиться в том числе контроль целевого использования ввезенных товаров, помещенных под таможенный режим, предусматривающий установление ограничений по их использованию и распоряжению ими.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с данным положением обязанность по представлению указанных выше документов возлагается не только на декларанта (т.е. лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары), но и на любое иное лицо, имеющее отношение к операциям с товарами. При этом необходимо обратить внимание, что указанные операции не ограничиваются лишь операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Пункт 5 комментируемой статьи содержит положения, которые входят в правовую основу взаимодействия таможенных органов с иными органами государственной власти в целях выполнения своих функций. Согласно данному пункту таможенные органы вправе получать от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, сведения, необходимые им для осуществления таможенного контроля. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» <*> с 1 июля 2002 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» <**>, является Министерство РФ по налогам и сборам.
———————————
<*> СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 1872.
<**> СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431.
Аналогичное право таможенных органов на получение сведений, необходимых для таможенного контроля, устанавливается и применительно к другим органам.
Следует отметить, что такое предоставление информации осуществляется, как правило, в рамках межведомственных соглашений в порядке, установленном по договоренности с соответствующими ведомствами. Вопросы межведомственного информационного обмена при выполнении государственными органами своих функций урегулированы также положениями п. 2 ст. 10 ТК РФ.
Пунктом 6 комментируемой статьи устанавливаются сроки хранения документов, необходимых для целей осуществления таможенного контроля, в зависимости от категорий лиц, на которых соответствующая обязанность возлагается. По общему правилу для всех лиц такие сроки устанавливаются в размере не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Следует отметить, что утрата товарами статуса находящихся под таможенным контролем происходит в соответствии с п. 1 ст. 360 ТК РФ.
Для лиц, занимающихся оказанием услуг в сфере внешнеторговой деятельности (таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков), такой срок установлен в размере не менее пяти лет после года, в течение которого совершались таможенные операции.
Касаясь терминологии данного пункта, следует уточнить, что, исходя из его формулировок, отсчет указанных в нем сроков начинается с первого января года, следующего после года, в течение которого совершались таможенные операции.