Статья 359. Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 359. Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении |
Статья 359. Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении

Комментарий к статье 359
Комментируемая статья регламентирует отдельные вопросы одной из важнейших стадий таможенного контроля — этапа проверки таможенной декларации и иных документов при таможенном оформлении. Данный этап характеризуется тем, что в этот период права лиц пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами максимально ограничены.
В качестве другого аспекта, характеризующего данный этап, необходимо упомянуть обязанность лиц представлять документы, предусмотренные таможенным законодательством в качестве необходимых для таможенного контроля, должностным лицам таможенных органов по их требованию. ТК РФ четко устанавливает срок проверки таможенной декларации, иных необходимых документов и связывает начало течения данного срока с представлением таможенному органу последнего документа, предусмотренного таможенным законодательством. Однако преимущество нового ТК РФ по сравнению с ранее действовавшим заключается в том, что положениями ТК РФ 2003 г. четко, насколько это возможно, определен перечень документов, которые должностные лица таможенных органов могут потребовать при таможенном оформлении товаров для подтверждения заявленных в таможенной декларации сведений. Данное ограничение минимизирует возможности злоупотреблений и оттягивания сроков начала проверки таможенной декларации.

Кроме того, сроки проверки таможенной декларации и иных документов, указанные в новом ТК РФ, существенно сокращены по сравнению с предыдущим ТК РФ. Ранее таможенные органы были обязаны завершить указанную проверку, как общее правило, в течение десяти календарных дней. ТК РФ 2003 г. устанавливает срок в три дня. При этом следует обратить внимание, что в данном случае срок указан из расчета рабочих дней, а не календарных, как это было ранее.
Вместе с тем в соответствии с п. 1 комментируемой статьи в отдельных случаях ТК РФ могут устанавливаться более короткие сроки.
Указанные сроки отводятся должностным лицам таможенных органов на осуществление следующих мероприятий:
проверка таможенной декларации, включая правильность ее заполнения, корректность исчисления таможенных платежей, подлежащих уплате, соблюдение мер нетарифного регулирования, иных необходимых аспектов;
проверка документов, представленных с таможенной декларацией, в том числе для сопоставления с данными, указанными в таможенной декларации;
проверка товаров и транспортных средств, включая их таможенный осмотр и таможенный досмотр в случае необходимости.
Единственное основание продления указанного трехдневного срока установлено п. 2 комментируемой статьи. Так, предусмотрено право таможенного органа продлить срок проверки товаров в том случае, если товары, предъявленные для проверки, не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Необходимо учесть, что обязательным условием продления срока проверки товаров является объективное отсутствие возможности для таможенных органов надлежащим образом произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них.
В качестве гарантии прав участников ВЭД в данное положение включена норма, обязывающая таможенный орган продлевать срок проверки товаров не произвольно, по своему усмотрению, а на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.
В завершение следует отметить, что ранее аналогичное положение предыдущего ТК РФ содержало норму, в соответствии с которой в сроки проверки таможенной декларации, документов и товаров и транспортных средств не включалось время, необходимое для осуществления контроля за товарами и транспортными средствами другими государственными органами. В ТК РФ 2003 г. подобная норма отсутствует. Вместе с тем значительно большее внимание уделено регламентации порядка взаимодействия таможенных и других государственных органов. Ряд норм направлен на упорядочение и координацию их сотрудничества при осуществлении контрольных мероприятий, предусмотренных законодательством РФ в связи с перемещением товаров и транспортных средств через Государственную границу РФ. Целью таких нововведений является сокращение сроков, необходимых для проведения указанных мероприятий, и упрощение внешней торговли.