Глава 34. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ

| Правовой портал "Правопорядок" | Глава 34. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ |
Глава 34. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ

Комментарий к главе 34
Осуществление таможенного контроля является одной из основных функций таможенной службы в любом государстве. Составить верное представление о роли данного института в государственном регулировании внешнеторговой деятельности можно исходя из стандартного правила 6.1 Киотской конвенции, предусматривающего, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю. В новом ТК РФ, как и в предыдущем ТК РФ, вопросам таможенного контроля уделяется большое внимание; вопросам исключительно таможенного контроля посвящено несколько его глав.
Вместе с тем содержание понятия таможенного контроля, определяемое ТК РФ 2003 г., существенным образом отличается от имевшегося в ТК РФ 1993 г. Ранее таможенный контроль определялся как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 11 комментируемого ТК РФ под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами только в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

Таким образом, содержание понятия таможенного контроля приведено в соответствие положениям Киотской конвенции, согласно которым таможенный контроль направлен исключительно на обеспечение соблюдения таможенного законодательства. Подобное нововведение способствует упорядочению функций государственных органов и способствует концентрации усилий таможенных органов на выполнении тех функций, которые могут быть осуществлены исключительно ими и отнесены к их компетенции в соответствии с установленным порядком.
Несмотря на такое изменение, нельзя говорить об уменьшении значения таможенного контроля для государственного регулирования ВЭД. От эффективности и оперативности осуществления таможенного контроля по-прежнему зависит состояние экономики РФ, ее внешнеэкономических и внешнеполитических связей, статус и авторитет в мировом сообществе.
Отмечая существенные нововведения, установленные положениями комментируемого ТК РФ применительно к таможенному контролю, необходимо обратить особое внимание на законодательное закрепление принципов управления рисками при осуществлении таможенного контроля. Система управления рисками рассматривается в мировой практике как основная философия таможенного контроля. Значение этой системы заключается в следующем.
Объемы внешней торговли во всем мире постоянно растут, и ни одно государство в мире не в состоянии содержать таможенную службу, которая могла бы осуществлять всеобъемлющий, исчерпывающий контроль за каждой внешнеторговой операцией без ущерба для самой внешней торговли. Объемы товарооборота многократно превышают возможности самых развитых, опытных и технически оснащенных таможенных служб мира. Следовательно, попытка осуществлять всеобъемлющий контроль в отношении всех товаров, перемещаемых через границу, привела бы к параличу внешней торговли и, как следствие, к катастрофическим последствиям для мировой экономики.
Учитывая это, таможенные службы вынуждены осуществлять таможенный контроль на основе выборочности. Соответствующий принцип был заложен и в положениях предыдущего ТК РФ. Однако таможенное законодательство РФ, действовавшее до 2004 г., не устанавливало конкретного правового механизма осуществления необходимой выборки объектов целенаправленного таможенного контроля. В частности, не были формализованы ни основания для выявления приоритетных областей таможенного контроля, ни порядок определения таких оснований. Положения ТК РФ, разработанные с учетом стандартных правил Киотской конвенции, такие основания содержат.