Статья 355. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 355. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов |
Статья 355. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов

Комментарий к статье 355
В комментируемой статье установлены общие нормы, определяющие порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также приведено определение излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов. Такое определение отсутствует в НК РФ и учитывает предусмотренные таможенным законодательством РФ особенности возврата таких сумм денежных средств. Излишне уплаченной (излишне взысканной) суммой таможенных пошлин, налогов признается сумма денежных средств, фактически уплаченных (взысканных) в качестве таможенных пошлин, налогов, размер которой превышает сумму, подлежащую уплате. Такое определение отражает положение Киотской конвенции (гл. 4 Генерального приложения), которым предусматривается возврат пошлин, налогов в случае излишней уплаты пошлин, налогов в результате ошибки в их начислении.
Установление в ТК РФ общих подходов к порядку возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм указанных таможенных платежей в связи с перемещением товаров через таможенную границу исключает применение положений ст. 78, 79 НК РФ к таможенным правоотношениям. В п. 8 комментируемой статьи предусмотрено, что возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных платежей производится в форме зачета в счет исполнения обязанностей плательщика по уплате других таможенных пошлин, налогов. Кроме того, в отличие от правил, закрепленных в НК РФ, зачет излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных платежей допускается для уплаты пеней, процентов или штрафов. Зачет как форма возврата осуществляется по желанию плательщика и применительно к порядку возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных платежей.

В комментируемой статье установлена обязанность таможенного органа извещать плательщика о факте излишней уплаты или излишнего взыскания сумм таможенных платежей не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В извещении таможенного органа указывается размер суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с процедурой, предусмотренной комментируемой статьей, основанием для возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных платежей таможенным органом является заявление плательщика, на которого была возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Лица, могущие выступать в качестве плательщиков, приведены в ст. 328 ТК РФ. Заявление подается плательщиком в тот таможенный орган, на счет которого были уплачены суммы таможенных платежей. Такое положение определено в п. 2 комментируемой статьи, поскольку указанный таможенный орган может не совпадать с таможенным органом, в регионе деятельности которого производилось таможенное оформление товаров и зарегистрирован плательщик. В заявлении плательщика на возврат (зачет) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных платежей, помимо сведений о заявителе (ИНН, юридический адрес и иные реквизиты лица для целей идентификации), о сумме подлежащих возврату (зачету) таможенной пошлины, налогов, обязательно указывается счет плательщика. Указываемый в заявлении счет (п. 5 комментируемой статьи) может не являться счетом, с которого производилась уплата сумм таможенных платежей, считающихся излишне уплаченными (излишне взысканными).
Заявление плательщиком подается в срок, не превышающий три года со дня уплаты или взыскания указанных сумм таможенных платежей. Такой срок является единым для подачи заявления в таможенный орган в отношении сумм, как излишне уплаченных, так и излишне взысканных. Данная норма улучшает положение плательщика в части возможности осуществления возврата (зачета) излишне взысканных сумм таможенных платежей. В ст. 79 НК РФ для подачи в налоговый орган заявления на возврат суммы излишне взысканного налога, сбора установлен один месяц со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (сбора). Установленный в ТК РФ срок для возврата (зачета) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных платежей соответствует положениям Киотской конвенции (гл. 4 Генерального приложения), согласно которым сроки для возврата пошлин, налогов для лиц должны быть достаточными.
Возврат (зачет) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных платежей осуществляется по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таких денежных средств. В комментируемой статье установлен общий срок для рассмотрения заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных платежей, принятия таможенным органом решения о возврате (зачете) таких сумм таможенных платежей и проведения возврата (зачета) сумм таможенных платежей, признанных излишне уплаченными (излишне взысканными). Указанный срок, включающий перечисленные процедуры, не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате (зачете) и представления всех необходимых документов. Предусмотренное п. 4 комментируемой статьи требование о представлении вместе с заявлением документов, подтверждающих уплату истребуемых сумм таможенных платежей, направлено на защиту прав и законных интересов плательщика, ускорение принятия объективного решения таможенным органом без продления указанного срока для представления дополнительных документов. Возврат (зачет) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ (п. 6 комментируемой статьи). В случае уплаты или взыскания таможенной пошлины, налогов в иностранной валюте, возврат (зачет) сумм таких таможенных платежей осуществляется по курсу Центрального банка РФ, действующему на день, когда произошли их излишняя уплата или взыскание. Данные положения ТК РФ аналогичны содержащимся в п. 10 ст. 78, п. 6 ст. 79 НК РФ правилам, которые регулируют порядок зачета и возврата налоговыми органами излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налога (сбора).
В п. 7 комментируемой статьи ТК РФ в отличие от НК РФ установлена обязательность возврата (зачета) таможенным органом, помимо сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей, также сумм пеней, процентов, уплаченных (взысканных) с суммы возвращаемых (засчитываемых) плательщику таможенных пошлин, налогов. Данная новая норма обеспечивает соблюдение прав и законных интересов плательщиков.
В п. 11 комментируемой статьи оговорено, что при возврате (зачете) таможенных платежей проценты с них не выплачиваются. Исключение составляет случай, когда таможенным органом нарушаются сроки возврата (зачета) сумм таможенных платежей (п. 4 комментируемой статьи). Кроме того, возвращаемые (засчитываемые) суммы таможенных платежей не индексируются.
В п. 9 комментируемой статьи указаны три случая, когда возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов таможенными органами не производится.
В первом случае основанием для невозврата сумм таможенных платежей является наличие у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных платежей. В указанном случае может быть произведен зачет сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных пошлин, налогов в счет погашения задолженности плательщика по другим таможенным пошлинам, налогам, пеням, процентам. Таможенный оран вправе произвести такой зачет самостоятельно с обязательным информированием плательщика о произведенном зачете в течение трех дней со дня его осуществления (п. 10 комментируемой статьи). Такие положения ТК РФ соответствуют нормам, содержащимся в п. 7 ст. 78, п. 1 ст. 79 НК РФ. Вместе с тем данная норма улучшает положение плательщика, поскольку сумма излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей, превышающая сумму задолженности плательщика, может быть возвращена плательщику после процедуры зачета и погашения задолженности.
Если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату (зачету), менее 150 руб., то это рассматривается в качестве второго случая (п. 9 комментируемой статьи). Данное положение неприменимо при излишней уплате таможенных платежей физическими лицами или излишнем взыскании таких сумм с указанных лиц. Эта норма соответствует положениям Киотской конвенции (гл. 4 Генерального приложения), согласно которым не осуществляется возврат, если сумма, подлежащая возврату, меньше минимальной суммы, установленной национальным законодательством. В ТК РФ, являющемся актом национального законодательства, минимальная сумма установлена в п. 9 комментируемой статьи.
Третьим случаем является подача заявления о возврате (зачете) сумм таможенных платежей по истечении срока, предусмотренного п. 2 комментируемой статьи. Такая норма направлена на исключение необоснованных возвратов (зачетов).
При нарушении таможенным органом установленного срока для принятия решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных платежей и их возврата (зачета) на счет плательщика на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенных (не зачтенных) в установленный срок, подлежат начислению проценты за каждый день нарушения срока возврата (зачета). В п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что для исчисления процентной ставки применяется ставка рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшая в период нарушения срока возврата (зачета) таможенным органом. Аналогичное положение содержится в п. 9 ст. 78 НК РФ. В случае уплаты или взыскания сумм таможенных платежей в иностранной валюте указанные проценты подлежат начислению на сумму излишне уплаченных (излишне взысканных) таможенных платежей, пересчитываемых по курсу Центрального банка РФ в валюту РФ на день, когда произошла их излишняя уплата или излишнее взыскание.