Статья 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства |
Статья 300. Перемещение товаров главой дипломатического представительства иностранного государства и членами дипломатического персонала представительства иностранного государства

Комментарий к статье 300
Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренное комментируемой статьей, предоставляется в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования, для первоначального обзаведения и перемещаемых главами дипломатического представительства иностранного государства, членами дипломатического персонала представительства иностранного государства, а также проживающими вместе с ними членами их семей.
В соответствии со ст. 12, 13 ТК РФ данная льгота предоставляется при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ.
Как уже было отмечено выше, Венская конвенция 1961 г. не уточняет, что именно понимается под «предметами, предназначенными для личного пользования», а также «предметами первоначального обзаведения».
Как правило, государства национальным законодательством определяют ограничения на ввоз товаров. Вместе с тем на практике государства по-разному подходят к проблеме ограничений. Так, в США не существует законодательно закрепленных ограничений на ввоз упомянутых товаров с использованием таможенных льгот. В то же время в Швейцарии ограничения на ввоз товаров, подпадающих под действие ст. 36 Венской конвенции, детально прописаны в законодательстве. В частности, указывается, что главы дипломатических миссий ввозят все предметы личного пользования без ограничений, кроме строительных материалов. Члены дипломатического персонала ограничены во ввозе мебели (один раз в пять лет) и автомобилей (две машины в три года). Административно-технический персонал имеет право ввезти предметы для личного пользования с использованием льгот только при первоначальном обзаведении. При этом отчуждение предметов, ввезенных с использованием таможенных льгот, возможно только после уплаты таможенных платежей.

Исходя из положений ст. 42 Венской конвенции 1961 г. о несовместимости занятий дипломатическим агентом профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды, национальным законодательством в принципе могут быть установлены любые ограничения.
Термину «дипломатический агент» согласно Венской конвенции 1961 г. соответствует глава представительства или член дипломатического персонала представительства.
Под главой представительства понимается лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве. В соответствии со ст. 14 Конвенции 1961 г. главы представительств подразделяются на три класса: класс послов и нунциев, аккредитованных при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга; класс посланников и интернунциев, аккредитованных при главах государств; класс поверенных в делах, аккредитованных при министрах иностранных дел. В данной статье также устанавливается, что различия носят протокольный, а не правовой характер.
Дипломатический персонал, согласно положениям Конвенции 1961 г., — это лица, обладающие дипломатическим рангом. Старшинство членов дипломатического персонала представительства определяется их должностями, а не рангами.
Распространение таможенных льгот, помимо указанных лиц, на членов их семей корреспондирует с положениями ст. 37 Конвенции 1961 г. Установление того, являются ли лица, для пользования или потребления которых ввозятся (вывозятся) товары, членами семьи лица, перемещающего товары, требуется, как правило, в случаях, когда лицо ввозит (вывозит) товары в количествах, значительно превышающих потребность одного лица, и при наличии серьезных оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу РФ не в целях личного пользования или потребления таким лицом и членами его семьи, ведущих с ним общее хозяйство.
В зависимости от конкретных обстоятельств к указанным лицам могут относиться: супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, дед, бабка, внуки, а также лица, состоящие на иждивении дипломатического агента. Вышеуказанные таможенные льготы распространяются на членов семьи дипломатического агента в случае, если упомянутые лица не являются гражданами государства пребывания.
Пункт 2 комментируемой статьи освобождает от таможенного досмотра личный багаж лиц, пользующихся дипломатическими привилегиями и иммунитетами, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного и семейного пользования, или товары, ввоз в Российскую Федерацию либо вывоз из Российской Федерации которых запрещен законодательством РФ, международными договорами РФ или регулируется карантинными правилами. Таможенный досмотр должен проводиться только в присутствии указанных в статье лиц или их уполномоченных представителей.
В основном понятие «багаж» подразумевает под собой вещи, принадлежащие пассажиру, сдаваемые им для перевозки под ответственность транспортной организации. Перевозка багажа регулируется специальными правилами, установленными на каждом конкретном виде транспорта <*>.
———————————
<*> См.: Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 41.
Таким образом, под личным багажом следует понимать товары, ввозимые указанными лицами для своего личного пользования. При этом указанная льгота должна быть предоставлена как в случаях ввоза дипломатическим агентом и членами его семьи указанных товаров непосредственно при следовании лица через таможенную границу (ввоз сопровождаемого багажа), так и в случаях ввоза товаров, предназначенных для личного и семейного пользования в соответствии с договором о перевозке отдельно следующим (несопровождаемым) багажом.
Как и в отношении ранее описываемых в комментарии понятий («предметы, предназначенные для личного пользования», «предметы для первоначального обзаведения»), Венская конвенция 1961 г. не раскрывает понятие «серьезные основания». Столь нечетко сформулированная фраза (основанная на субъективном факторе) на практике вызывает серьезные затруднения при ответе на вопрос о том, какими критериями следует руководствоваться сотруднику таможенного органа при принятии решения.
Представляется, что основанием для принятия такого решения может быть наличие информации о том, что личный багаж указанных лиц содержит товары, ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации которых запрещен либо ограничен законодательством и международными договорами РФ. В качестве критериев могут быть использованы количество и однородность товаров, а также очевидные признаки, указывающие на то, что товар является опасным химическим или биологическим веществом, наркотическим средством, ядовитым или токсичным веществом и т.п.
Если в результате досмотра личного багажа указанных лиц установлен факт нарушения таможенного законодательства, то в соответствии с положениями Венской конвенции об изъятии из судебной юрисдикции и юрисдикции принудительного осуществления права лицо, совершившее правонарушение, не привлекается ни к уголовной, ни к административной ответственности. В случае, если при досмотре ничего запрещенного к ввозу или вывозу в личном багаже не обнаружено, то на практике обычно дипломатический агент приносит протест по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа, так как лица, производящие досмотр, не смогли доказать, что у них были для этого серьезные основания.
Важно отметить, что личный багаж дипломатического агента, а также членов его семьи не может быть досмотрен в отсутствие владельца или его уполномоченного представителя.