Статья 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств |
Статья 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств

Комментарий к статье 282
Установление на законодательном уровне беспошлинной квоты на ввоз товаров физическими лицами в упрощенном порядке до указанных в статье пределов соответствует международной таможенной практике регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей.
Вместе с тем в большинстве стран мира такой стоимостный порог, как правило, значительно ниже. При этом более жестко регламентирован ввоз отдельных категорий дорогостоящих товаров. Так, например, в США ювелирные изделия стоимостью свыше 300 долл. пропускаются беспошлинно, однако они не могут быть проданы в течение трех лет. Предметы на сумму до 100 долл. могут быть заявлены в качестве подарков и пропускаются беспошлинно. Эти предметы должны находиться в сопровождаемом багаже и иностранец должен въезжать в США на срок не менее 72 часов. Между поездками, во время которых ввозятся подарки, должно быть не менее шести месяцев.
К беспошлинному ввозу в Японию допускаются: предметы личного пользования или профессионального предназначения, которые будут использованы во время пребывания в стране, если они ввозятся не для продажи и если представитель таможни сочтет их соответствующими назначению; некоторые товары, имеющие количественные ограничения; другие предметы неяпонского производства, не входящие в вышеперечисленные пункты, если их общая стоимость не превышает 200 тыс. иен (примерно 77 долл. США). При этом в указанную сумму не входят предметы стоимостью до 10 тыс. иен.

В Замбии любое лицо может ввезти в страну новые вещи на сумму, не превышающую 200 долл. США. В остальных случаях взимается пошлина в размере в среднем 40% от цены каждого наименования (в зависимости от товара).
Таким образом, можно констатировать, что в отличие от ранее действующего ТК РФ столь детально конкретизированные положения комментируемой статьи не только корреспондируют со сложившейся в Российской Федерации системой государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, но и позволяют привести в соответствие с общепринятой мировой таможенной практикой российское таможенное законодательство, регулирующее ввоз физическими лицами товаров для личного пользования, защитить интересы отечественных производителей, увеличить объемы учитываемой государством торговой деятельности, значительно снизить экономический ущерб, возникающий при ввозе товаров для коммерческих целей под видом товаров для личного и семейного пользования физических лиц.
Вместе с тем, комментируя данную статью, следует отметить следующее.
По сравнению с ранее действовавшим законодательством стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ без уплаты таможенных пошлин и налогов, в соответствии с п. 1 комментируемой статьи увеличена в два раза и составляет 65 тыс. руб. Кроме того, соответственно увеличена и общая стоимость товаров, в отношении которых применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов. Однако, как следует из положений абз. 2 и 3 п. 1 комментируемой статьи, порядок применения единых ставок таможенных пошлин и налогов, а также количественные пределы ввозимых товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов или применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов, устанавливаются Правительством РФ. Таким образом, данная норма является бланкетной.
Кроме того, п. 2 комментируемой статьи также содержит бланкетную норму, согласно которой Правительство РФ вправе устанавливать количественные или стоимостные ограничения на ввоз физическими лицами товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов или с применением единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров, товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами. Таким образом, в отличие от ранее действовавших норм, согласно которым количество таких товаров устанавливалось ГТК России по согласованию с Минфином России (п. 8 Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783 <*>), п. 2 комментируемой статьи предусматриваются, помимо указанных, и стоимостные ограничения на ввоз подакцизных товаров и товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения. Кроме того, компетенция по установлению указанных ограничений возложена на Правительство РФ.
———————————
<*> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3751.
Положения п. 3 комментируемой статьи не следует рассматривать как противоречащие п. 1 ст. 12 ТК РФ, поскольку выделение указанных лиц связано с присущими им специфическими особенностями. Так, например, указание на физических лиц, не достигших определенного возраста, связано с нормами ГК РФ, устанавливающими частичную или ограниченную дееспособность.
Обращают на себя внимание три новеллы, установленные законодателем в п. 5 — 7 комментируемой статьи.
В отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами согласно положениям п. 5 комментируемой статьи предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей. Условия, указанные в данном пункте, установлены в соответствии с положениями Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» <*>.
———————————
<*> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
Ранее товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 109 ТК РФ 1993 г., для таможенных целей, могли рассматриваться только как условно выпущенные для свободного обращения.
В частности, в соответствии с положениями Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденных Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815, и Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденных Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 814, при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в упрощенном, льготном порядке физические лица не могли заявить таможенные режимы выпуска для свободного обращения, реимпорта, транзита, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), свободной таможенной зоны, свободного склада, переработки вне таможенной территории, экспорта, реэкспорта. Кроме того, ни ст. 109 ТК РФ, ни Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783, ни указанные выше Правила не содержали положения, определяющие статус товаров и транспортных средств, ввезенных в соответствии с упрощенным, льготным порядком для таможенных целей.
Вместе с тем согласно положениям ст. 29 ТК РФ 1993 г. условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых были предоставлены льготы по таможенным платежам, могли использоваться лишь в тех целях, в связи с которыми такие льготы были предоставлены. Использование указанных товаров и транспортных средств в иных целях допускалось с разрешения таможенного органа РФ при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных законодательством РФ. Следовательно, положениями таможенного законодательства фактически был установлен запрет на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещенными через таможенную границу РФ в соответствии с упрощенным, льготным порядком. Учитывая изложенное, положения п. 6 комментируемой статьи, в соответствии с которыми товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории в соответствии с указанной статьей, рассматриваются для таможенных целей соответственно как выпущенные для свободного обращения либо вывезенные в таможенном режиме экспорта, устраняют ранее существовавший пробел.
Также новый подход демонстрирует п. 7 комментируемой статьи. В нем установлена норма, согласно которой в отношении товаров, вывозимых физическими лицами, освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов производятся в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Согласно подп. 26 п. 1 ст. 11 ТК РФ внутренними налогами являются налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ. Несмотря на то что указанная норма является отсылочной и указанный порядок должен быть установлен в НК РФ либо в федеральных законах о налогах и сборах, сам факт признания такого порядка является правомерным.