Комментарий к статье 281
Положения комментируемой статьи сформулированы достаточно четко и лаконично. Поэтому при комментировании данной статьи в основном необходимо отметить ряд взаимосвязанных с ней аспектов, нашедших отражение в ТК РФ.
Согласно п. 1 ст. 12 ТК РФ все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств в порядке, предусмотренном таможенным законодательством. При этом, как следует из содержания ст. 156 ТК РФ, право выбора таможенного режима в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, предоставляется лицу, их перемещающему.
Исходя из этого, физические лица могут воспользоваться любыми таможенными режимами, предусмотренными действующим законодательством по таможенному делу. Вместе с тем следует отметить, что применение какого-либо таможенного режима либо порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (например, упрощенного порядка в соответствии с положениями комментируемой статьи) обусловлено необходимостью соблюдения всех требований и условий, предусмотренных актами законодательства РФ и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.
Одной из составляющих, имеющих существенное значение для определения порядка таможенного оформления, является процедура определения предназначения товаров. Основной целью данной процедуры с точки зрения целей государственного таможенного регулирования является устранение сомнений в том, что товары ввозятся для коммерческих целей, поскольку ввоз товаров для коммерческих целей сопряжен с необходимостью применения мер тарифного и нетарифного регулирования (мер экономической политики). В свою очередь, неприменение мер экономической политики в отношении любых коммерческих партий товаров, бесконтрольное осуществление физическими лицами (в том числе и нерезидентами) предпринимательской деятельности на территории России ведет к уходу от внутреннего налогообложения, появлению недобросовестной конкуренции, уклонению от валютного контроля, а также способствует уходу юридических лиц — участников ВЭД «в тень», поскольку указанным лицам становится более выгодно осуществлять внешнеторговые операции посредством физических лиц, которым при перемещении товаров предоставляются льготы.