Статья 248. Содержание таможенного режима

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 248. Содержание таможенного режима |
Статья 248. Содержание таможенного режима

Комментарий к статье 248
Назначение таможенного режима отказа в пользу государства заключается в предоставлении участникам ВЭД возможности освободиться от выполнения своих обязанностей перед таможенными органами с соблюдением требований таможенного законодательства и государственных интересов РФ. Данный таможенный режим предназначен для использования в ситуациях, когда продолжение определенной внешнеторговой операции представляется для участника ВЭД невозможным или экономически нецелесообразным.
Таможенный режим отказа в пользу государства — завершающий таможенный режим, предусматривающий безвозмездную передачу товаров в федеральную собственность. Следует отметить, что процедура отказа от товара в пользу государства предусмотрена Киотской конвенцией. Непосредственно правовым основаниям и процедуре отказа от товара в пользу государства посвящены отдельные положения стандартного правила 3.44 указанной Конвенции.
При помещении товаров под таможенный режим отказа в пользу государства не уплачиваются таможенные пошлины, налоги, не применяются запреты и ограничения экономического характера, предусмотренные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Следует отметить, что приведенная формулировка не отменяет действия ограничений неэкономического характера, связанных с соблюдением иного, помимо внешнеторгового, законодательства РФ.

Отличительными особенностями рассматриваемого таможенного режима являются следующие его черты.
Помещение товаров под данный таможенный режим носит окончательный и необратимый характер. Помещение товаров под иные таможенные режимы после их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства не представляется возможным и не допускается вплоть до их поступления в оборот на территории РФ. Иначе говоря, в силу особенностей данного таможенного режима лицо, поместившее товары под таможенный режим отказа в пользу государства, не может воспользоваться предусмотренной п. 2 ст. 156 ТК РФ возможностью в любое время изменить таможенный режим на другой.
Правовая природа рассматриваемого таможенного режима сходна по своей сути с гражданско-правовым институтом договора дарения: одна сторона изъявляет желание передать другой стороне вещь на безвозмездной основе, другая сторона дает свое согласие на принятие дара. Разумеется, процедура помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства значительно более формализована и подчинена соблюдению государственных интересов, однако следует подчеркнуть наличие обоюдной воли двух сторон — декларанта и таможенного органа — соответственно передать и принять вещь. В связи с изложенным таможенный орган вправе отказать в помещении товаров под таможенный режим отказа в пользу государства в случае, если товар, помещаемый под данный таможенный режим, не имеет установленной ценности. Таким образом, применительно к процедуре помещения товаров под таможенный режим отказа в пользу государства также применяется общий для всех таможенных режимов разрешительный порядок.
В отличие от таможенного режима уничтожения, при котором товары выбывают из экономического оборота на территории РФ, товары, помещенные под таможенный режим отказа в пользу государства, напротив, в такой оборот попадают и впоследствии находятся в нем без ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
По вопросу механизма отчуждения товаров, в отношении которых происходит отказ в пользу государства, а также их дальнейшего движения необходимо отметить следующее. В соответствии с положениями ТК РФ таможенные органы уполномочены принимать решение относительно возможности перехода таких товаров из собственности участников ВЭД в собственность государства, а также осуществлять необходимые действия, связанные с таким переходом права собственности, в том числе руководить данным процессом и контролировать его осуществление. Однако дальнейшее распоряжение товарами, поступившими в государственную собственность в связи с их помещением под таможенный режим отказа в пользу государства, не отнесено к компетенции таможенных органов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в государственную собственность» функциями по распоряжению и реализации имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами РФ, наделен исключительно Российский фонд федерального имущества, который осуществляет реализацию такого имущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке (п. 2 указанного Постановления).