Статья 244. Условия помещения товаров под таможенный режим

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 244. Условия помещения товаров под таможенный режим |
Статья 244. Условия помещения товаров под таможенный режим

Комментарий к статье 244
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи уничтожение товаров допускается, если подвергнутые уничтожению товары не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Таким образом, главным критерием, позволяющим признать товар уничтоженным, является отсутствие экономической целесообразности его восстановления. Следует отметить, что в соответствии со ст. 102 ТК РФ 1993 г. под уничтожением понималось в том числе приведение товаров в состояние, непригодное для использования.
Пункт 2 комментируемой статьи содержит перечень категорий товаров, помещение которых под таможенный режим уничтожения не допускается вне зависимости от экономической целесообразности такого уничтожения. Анализируя категории товаров, приведенные в данном перечне, следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 11 ТК РФ все понятия, помимо определенных в указанной статье, употребляются в ТК РФ в значениях, определенных иными законодательными актами РФ. Не допускается уничтожение следующих категорий товаров:

1) культурных ценностей. Содержание понятия «культурные ценности» определяется Законом РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» <*>. Из положений ст. 6 и 7 данного Закона следует, что под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:
———————————
<*> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
художественные ценности, в том числе:
картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
изделия традиционных народных художественных промыслов;
составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
редкие рукописи и документальные памятники;
архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
уникальные и редкие музыкальные инструменты;
почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры;
2) видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов. Правоотношения, складывающиеся в связи с данной категорией товаров, а также соответствующий понятийный аппарат, включая определение животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, определяются законодательством РФ в области охраны окружающей среды. Одним из основных актов такого законодательства является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» <*>. Кроме того, следует отметить, что ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений предусмотрена КоАП РФ.
———————————
<*> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
При этом из содержания ст. 8.35 КоАП РФ следует, что ответственность наступает только в случае нарушения установленного порядка уничтожения таких товаров. В соответствии с подп. 2 п. 2 комментируемой статьи уничтожение животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов допускается в случаях, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий. При этом в соответствии с ГОСТ Р 22.0.04-95 «Безопасность в Российской Федерации. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» под эпидемией понимается массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эпизоотия в соответствии с указанным стандартом означает одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости;
3) товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога. Данное ограничение распространяется на товары, выступающие в качестве средства обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с положениями гл. 31 ТК РФ. Вместе с тем подобные товары могут быть уничтожены в соответствии с § 3 гл. 20 ТК РФ после завершения отношений залога в порядке, установленном гл. 31 ТК РФ;
4) товаров, которые изъяты или на которые наложен арест в соответствии с законодательством РФ;
5) иных товаров, перечень которых может дополнительно устанавливать Правительство РФ в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 3 ст. 3 ТК РФ, на основании и во исполнение актов таможенного законодательства и указов Президента РФ.
Пунктом 3 комментируемой статьи установлен также ряд условий, при которых помещение товаров под таможенный режим уничтожения не допускается вне зависимости от того, к какой категории они относятся. Сущность данных условий следует из принципов защиты государственных интересов и установленного законодательством РФ порядка.
Так, уничтожение товаров не допускается, если это может причинить существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья людей. Приведенное положение направлено на обеспечение соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды, а также об охране здоровья граждан. В особенности данное ограничение имеет значение для случаев, когда уничтожение товаров подразумевает их захоронение, затопление и совершение с ними иных аналогичных действий. Поскольку обеспечение соблюдения такого законодательства не отнесено к непосредственной компетенции таможенных органов, в отдельных случаях для помещения товаров под таможенный режим уничтожения могут требоваться документы, подтверждающие отсутствие риска нарушения законодательства РФ об охране окружающей среды либо об охране здоровья граждан. Такие документы должны выдаваться компетентными органами и представляться таможенному органу при помещении товаров под таможенный режим уничтожения.
Уничтожение товаров не допускается, если оно производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением. Примером такого потребления может быть использование продуктов питания в качестве кормов для животных, использование бензина в качестве горючего и т.д. Такое потребление по своему содержанию тождественно выпуску товаров в оборот, что противоречит природе таможенного режима уничтожения.
Последнее основание для отказа в помещении товаров под таможенный режим уничтожения — вероятность возникновения расходов у государственных органов РФ. Уничтожение товаров предполагает их необратимое выведение из оборота, как правило, связанное с отсутствием у участников ВЭД возможности иным образом выполнить свои обязанности перед таможенными органами, установленные действующим законодательством. В связи с изложенным уничтожение товаров, сопряженное с несением государственными органами расходов, также противоречит природе данного таможенного режима.
Дополнительно следует отметить, что принцип отнесения всех расходов, связанных с уничтожением товаров, на счет заинтересованного лица закреплен в Киотской конвенции и является ее стандартным правилом (ст. 3.44).