Статья 167. Содержание таможенного режима

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 167. Содержание таможенного режима |
Статья 167. Содержание таможенного режима

Комментарий к статье 167
Значение, которое придается правовому обеспечению транзитных перевозок, нашло отражение в ряде международных договоров, затрагивающих вопросы транзита, участницей которых является Российская Федерация. В числе таких международных договоров следует упомянуть Конвенцию МДП, Соглашение о порядке таможенного оформления транзитных грузов (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашение о порядке транзита через территории государств — участников СНГ (Минск, 1999 г.).
В новом ТК РФ законодатель привел регламентацию таможенного режима транзита в соответствие с правилами Киотской конвенции. В частности, нововведения затронули терминологию. С учетом понятийного аппарата Киотской конвенции к транзиту относятся операции, связанные как с доставкой товаров от места ввоза на таможенную территорию до места таможенного оформления, так и с перемещением по таможенной территории государства транзита, если такое перемещение является частью пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории такого государства (международный таможенный транзит).

Учитывая изложенное, к данному таможенному режиму применяется понятие «международный таможенный транзит». Тем самым проведено четкое различие между таможенным режимом международного таможенного транзита и таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита. Кроме того, следует отметить, что комментируемыми положениями не регулируются вопросы, связанные с транзитными перевозками российских товаров между двумя российскими таможенными органами по территории иностранных государств, как это было предусмотрено ТК РФ 1993 г. В соответствии со ст. 268 ТК РФ к таким перевозкам применяются положения специального таможенного режима, устанавливаемого в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 ТК РФ.
Товары, перевозимые в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита, не облагаются таможенными пошлинами, налогами. Кроме того, к таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Это стандартные положения, применяемые к товарам, которые ввозятся на таможенную территорию РФ, но при этом не попадают на российские рынки аналогичных товаров и не участвуют напрямую в экономическом обороте. В связи с изложенным применение к таким товарам тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности не является целесообразным. Соответствующее положение содержится в Киотской конвенции. Согласно стандартному правилу 3 гл. 1 приложения «E» к указанной Конвенции товары, перевозимые в режиме таможенного транзита, не облагаются пошлинами и налогами при соблюдении установленных таможенной службой условий и предоставлении любых необходимых гарантий.
Из определения таможенного режима международного таможенного транзита, приведенного в комментируемой статье, следует, что под указанный таможенный режим товары могут помещаться при соблюдении следующих двух условий:
1) товары относятся к категории иностранных в соответствии с нормами ТК РФ (подп. 3 п. 1 ст. 11);
2) перемещение товаров по таможенной территории РФ осуществляется в порядке их следования из пункта, расположенного за пределами указанной территории, в пункт, также расположенный вне таможенной территории РФ.
Третьим условием помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита, прямо не указанным в определении, однако вытекающим из него, является отсутствие установленных законодательством РФ запретов и ограничений неэкономического характера на ввоз таких товаров на таможенную территорию РФ. Под запретами и ограничениями неэкономического характера в данном случае могут пониматься запреты и ограничения, установленные исходя из соображений защиты государственной безопасности, охраны окружающей среды, по иным аналогичным основаниям, а также в случаях, когда установление таких запретов прямо вытекает из положений международных договоров РФ.
Вместе с тем ввоз транзитных товаров на таможенную территорию РФ косвенно оказывает благоприятное воздействие на отечественную экономику, поскольку стимулирует активность в тех ее областях, которые так или иначе связаны с осуществлением перевозок. Таким образом, как правило, любое государство заинтересовано в поощрении транзитных перевозок через собственную территорию.