Статья 166. Условия помещения товаров под таможенный режим

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 166. Условия помещения товаров под таможенный режим |
Статья 166. Условия помещения товаров под таможенный режим

Комментарий к статье 166
Согласно закрепленной в п. 1 комментируемой статьи норме одним из основных условий вывоза товаров с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта является уплата вывозных таможенных пошлин.
Необходимо отметить, что экспортные пошлины рассматриваются развитыми государствами и глобальными международными организациями в сфере международной торговли как не соответствующие требованиям времени и противоречащие самой природе внешней торговли. Российская Федерация неоднократно провозглашала курс на отмену вывозных таможенных пошлин. В частности, такое намерение было формализовано в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1996 г. N 479 «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет», предусматривавшем отмену всех видов вывозных таможенных пошлин. Однако впоследствии данное Постановление утратило силу, и практика применения вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных, хоть и немногочисленных, категорий товаров существует по настоящее время.

Применение экспортного таможенного тарифа и экспортных таможенных пошлин предусмотрено, в частности, ст. 13, 14 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Порядок установления вывозных таможенных пошлин содержится в ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе», в соответствии с которой ставки вывозных таможенных пошлин, как правило, устанавливаются Правительством РФ.
Другим условием, с которым комментируемая статья связывает помещение товаров под таможенный режим экспорта, является соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В связи с подобными ограничениями в данном случае следует в первую очередь упомянуть меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, упоминаемого в качестве одного из основных методов государственного регулирования внешней торговли. При этом используются такие основные инструменты нетарифного регулирования, как квотирование и лицензирование.
Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» установлено, что, как правило, экспорт из Российской Федерации осуществляется без количественных ограничений (ст. 15). Вместе с тем в исключительных случаях Правительство РФ вправе устанавливать такие ограничения; при этом в ст. 15 указанного Закона приводится исчерпывающий перечень оснований, по которым подобные ограничения могут быть установлены, а также закрепляется порядок их установления.
Допускается также государственная монополия на экспорт отдельных видов товаров, которая осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту товаров (ст. 17 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). При этом одной из характерных особенностей такой монополии является положение указанной статьи, в соответствии с которым сделки по экспорту отдельных видов товаров, совершенные в нарушение государственной монополии, являются ничтожными.
Согласно ст. 19 вышеназванного Закона в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:
соблюдение общественной морали и правопорядка;
охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
сохранение культурного наследия народов РФ;
защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если связанные с этим меры проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
обеспечение национальной безопасности РФ;
защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
выполнение международных обязательств РФ.
Также существенным фактором, оказывающим воздействие на возможность помещения товаров под таможенный режим экспорта, является осуществление экспортного контроля, предусмотренное Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно ст. 16 данного Закона система экспортного контроля действует в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания в Российской Федерации. Номенклатура товаров, подпадающих под экспортный контроль, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Вывоз таких товаров осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с подп. 7 ст. 403 ТК РФ одной из основных функций таможенных органов является осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. Особое значение осуществление валютного контроля имеет при экспорте товаров.
Имевшееся в ТК РФ 1993 г. положение об освобождении товаров от уплаты, возврате или возмещении внутренних налогов при их экспорте дополнено в ТК РФ 2003 г. ссылкой на то, что такие освобождение, возврат или возмещение осуществляются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Данное положение является одним из наиболее значимых элементов нормативной правовой базы государственной системы поощрения экспорта. В связи с изложенным уместно уточнить, что в соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.