Статья 150. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 150. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации |
Статья 150. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации

Комментарий к статье 150
Комментируемая статья является революционной для российского таможенного законодательства, поскольку в отличие от положений таможенного законодательства, принятого в соответствии с ТК РФ 1993 г., она «раздвигает рамки» правового регулирования отношений, связанных с использованием упрощенных технологий. В новом ТК РФ предусмотрена возможность выпуска товаров до их декларирования не только в отношении товаров, ввозимых для ликвидации последствий аварий и катастроф, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, других подобных товаров, перечисленных в ст. 67 ТК РФ, но и в зависимости от категорий лиц. Так, добросовестные участники ВЭД, получившие право на использование упрощенных таможенных процедур таможенного оформления в соответствии со ст. 68 ТК РФ, при ввозе товаров на территорию страны теперь могут использовать упрощенную процедуру выпуска товаров до декларирования. Такой подход будет способствовать более быстрому товарообороту при перемещении товаров через таможенную границу, предотвращению простоя транспортных средств и экономии ресурсов таможенных органов. Для принятия решения о возможности выпуска товаров до их декларирования необходимо выполнить некоторые условия, установленные комментируемой статьей. Первое: произвести уплату таможенных платежей или обеспечить их уплату. Второе условие заключается в возможности идентификации товаров по индивидуально-определенным признакам с тем, чтобы впоследствии можно было сопоставить сведения о товарах, содержащихся в документах, которые были представлены таможенному органу при выпуске, с фактически предъявленными товарами. Третье условие — это соблюдение нетарифных мер регулирования, которое выражается в представлении лицензий, сертификатов, разрешений, необходимых для выпуска товаров в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда в отдельных ситуациях такие лицензии не влияют на принятие решения о выпуске товаров и могут быть представлены после выпуска. Однако понятие документов, подтверждающих соблюдение нетарифных мер регулирования, весьма растяжимо, и в зависимости от уточнения целей набор таких документов может быть различным (например, лицензии, выдаваемые Минэкономразвития России на право ввоза или вывоза отдельных категорий товаров, или сертификаты соответствия на ввозимые товары, перечень которых определяется Госстандартом России, и т.п.). Как правило, такие документы участники ВЭД получают заранее, до ввоза товаров на территорию страны. Однако, если соответствующий сертифицирующий орган опоздает с выдачей сертификата, допускается выпуск товаров при условии его представления в определенный срок. Во всяком случае не могут быть выпущены такие, например, товары, как лекарственные средства, если нет соответствующего разрешения, свидетельствующего об их безопасности для здоровья людей.

При соблюдении указанных выше условий декларантом также должно быть представлено письменное обязательство о последующей подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, не превышающий 45 дней со дня выпуска товаров, если иной срок не установлен ТК РФ. Так, исходя из содержания ст. 131 ТК РФ, если при декларировании товаров не могут быть представлены отдельные документы, то по мотивированному письменному обращению декларанта таможенный орган разрешает представить такие документы в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации.
Важный момент отражен в п. 3 комментируемой статьи, согласно которому при использовании упрощенной технологии выпуска товаров до их декларирования ставки таможенных пошлин, налогов, курсы иностранных валют и ограничения, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день выпуска. Например, в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите государственных интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами Правительством РФ в качестве защитной меры или в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов могут быть установлены специальные ставки таможенных пошлин в отношении отдельных видов товаров, которые ввозятся в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.