Статья 148. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 148. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению |
Статья 148. Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению

Комментарий к статье 148
Несмотря на относительно широкие полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в части выдачи квалификационного аттестата, порядок аннулирования квалификационного аттестата урегулирован непосредственно положениями ТК РФ. Указанный федеральный орган исполнительной власти не имеет самостоятельных полномочий по правовому регулированию данного порядка. Такое положение обусловлено тем, что аннулирование квалификационного аттестата представляет собой наиболее радикальное вторжение в область законных интересов лиц и может повлечь самые серьезные неблагоприятные последствия не только для специалиста по таможенному оформлению, но и для таможенного брокера (представителя) в целом. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание наличие возможности урегулировать все аспекты данной процедуры без ущерба ее содержанию, законодатель сделал ТК РФ единственным нормативным правовым актом, устанавливающим порядок отзыва квалификационного аттестата.

Кроме того, в качестве дополнительной правовой гарантии соблюдения прав и законных интересов лиц п. 3 комментируемой статьи устанавливает право лица, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, обжаловать решение об аннулировании указанного квалификационного аттестата в соответствии с гл. 7 ТК РФ.
Анализируя положения комментируемой статьи, необходимо в первую очередь обратить внимание на существенное изменение содержания понятия «аннулирование квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению». В соответствии с предыдущим ТК РФ аннулирование квалификационного аттестата подразумевало недействительность такого аттестата с даты его выдачи. Новый ТК РФ подобного положения не содержит, из чего следует, что в случае аннулирования квалификационный аттестат становится недействительным с момента принятия соответствующего решения.
Полномочия по контролю за деятельностью специалистов по таможенному оформлению сохранены за федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Соответственно, указанный орган уполномочен принимать решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. Согласно п. 2 комментируемой статьи данное решение должно быть мотивированным, т.е. в тексте решения должно быть указано основание аннулирования квалификационного аттестата, предусмотренное положениями ТК РФ.
Лицу, в отношении которого вынесено решение об аннулировании квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению, в обязательном порядке должна быть направлена копия такого решения. Следует отметить, что в интересах лиц для направления копии решения установлен трехдневный срок. Вместе с тем невыполнение такого требования либо направление копии решения с нарушением указанного срока не влечет недействительности принятого решения.
ТК РФ устанавливает следующий перечень правовых оснований для принятия таможенным органом решения об отзыве квалификационного аттестата у специалиста по таможенному оформлению:
1) установление факта получения квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению с использованием подложных документов. В соответствии с предыдущим ТК РФ установление подобного факта являлось основанием для признания квалификационного аттестата недействительным с момента его выдачи (ст. 161 ТК РФ 1993 г.);
2) вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока. Подобное наказание предусмотрено ст. 47 УК РФ;
3) нарушение специалистом по таможенному оформлению требований, установленных п. 3 ст. 144 ТК РФ относительно недопустимости разглашения или использования специалистом по таможенному оформлению информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также другой конфиденциальной информации для собственных целей, передачи иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
4) факт неоднократного привлечения специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1 — 16.3, 16.15 и 16.22 КоАП РФ. Подобное основание было прокомментировано выше применительно к основаниям отзыва свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей);
5) нарушение специалистом по таможенному оформлению требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного п. 3 ст. 147 ТК РФ.
В отношении перечисленных оснований аннулирования квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению необходимо отметить следующее изменение в правовом регулировании. В соответствии со ст. 161 ТК РФ 1993 г. квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению мог быть признан недействительным с момента его выдачи в случае установления того факта, что данный аттестат изначально не мог быть выдан заявителю на основании установленного порядка. В новом ТК РФ подобное положение отсутствует. Учитывая изложенное, следует полагать, что в том случае, когда квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению выдан заявителю на основании подлинных документов, свидетельствующих, например, о несоответствии заявителя требованиям, установленным п. 2 ст. 147 ТК РФ, не имеется достаточных правовых оснований для того, чтобы впоследствии аннулировать такой квалификационный аттестат. Ответственность в связи с выдачей аттестата на основании подлинных документов, свидетельствующих о несоответствии претендента установленным требованиям, автоматически возлагается на лиц, осуществивших такую выдачу.
Пункт 4 комментируемой статьи определяет сроки, в течение которых лицо, квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению которого аннулирован, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении квалификационного аттестата. Ранее подобные сроки были установлены ГТК России и составляли шесть месяцев после устранения причин, послуживших основанием для признания квалификационного аттестата недействительным. Такой срок распространялся на все случаи, за исключением отзыва квалификационного аттестата на основании решения суда. В последнем случае срок устанавливался судом.
В отношении аннулирования квалификационного аттестата на основании судебного решения ТК РФ сохранил указанный порядок. В том случае, если квалификационный аттестат аннулирован в связи с установлением факта его получения с использованием подложных документов или в связи с нарушением специалистом по таможенному оформлению требований относительно защиты информации, лицо вправе повторно обратиться с заявлением о получении квалификационного аттестата по истечении года со дня принятия решения о его аннулировании.
В случае аннулирования квалификационного аттестата в связи с неоднократным привлечением специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1 — 16.3, 16.15 и 16.22 КоАП РФ, повторное обращение допускается по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.