Статья 145. Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 145. Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) |
Статья 145. Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)

Комментарий к статье 145
Как отмечалось выше, комментируемая статья содержит правовые основания для отзыва свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей). Прежде чем проанализировать основания отзыва, необходимо уточнить, что под отзывом подразумевается прекращение действия свидетельства с момента принятия решения об отзыве.
Полномочия по отзыву свидетельства ТК РФ делегирует таможенным органам. Согласно п. 3 ст. 21 ТК РФ решение об отзыве свидетельства вступает в силу по истечении 15 дней со дня вынесения. Отзыв свидетельства в соответствии с комментируемой статьей может быть обусловлен любым из двух следующих событий:
1) несоблюдение таможенным брокером (представителем) хотя бы одного из условий включения в Реестр таможенных брокеров (представителей), установленных ст. 140 ТК РФ;
2) неоднократное привлечение таможенного брокера (представителя) в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1 — 16.3, 16.15 и 16.22 КоАП РФ.

Никакие иные основания отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) повлечь не могут.
Данные положения соответствуют рекомендациям Киотской конвенции, согласно которым таможенные органы могут отозвать разрешение на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера в случае совершения таможенным брокером серьезного таможенного нарушения в течение определенного недавнего периода или невыполнения им обязанностей принципалу или таможенной службе, включая периодические случаи халатности или нарушения таможенных правил.
Особо следует отметить основание для отзыва свидетельства в связи с неоднократным совершением нарушений таможенных правил. Данное основание по своей сути не является новым для таможенного законодательства. Вместе с тем конкретизация перечня нарушений таможенных правил, привлечение к административной ответственности за совершение которых является основанием для отзыва свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей), является очень важным шагом вперед в регламентации правоотношений в сфере услуг, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности. В соответствии с таможенным законодательством, действовавшим до принятия ТК РФ 2003 г., лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера фактически могла быть отозвана при неоднократном совершении любых нарушений таможенных правил. Составы таких нарушений таможенных правил не конкретизировались, в связи с чем для отзыва лицензии формально создавались достаточные правовые основания уже за совершение любых двух, даже самых незначительных, нарушений таможенных правил. Такая ситуация создала предпосылки для злоупотреблений при контроле за деятельностью таможенных брокеров и оказывала негативное воздействие на рынок услуг таможенных брокеров.
В настоящее время свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) может быть отозвано только за неоднократное совершение следующих нарушений таможенных правил:
незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ (ст. 16.1 КоАП РФ);
недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ);
перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов РФ и других запретов и ограничений (ст. 16.3 КоАП РФ);
непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 16.15 КоАП РФ);
нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (ст. 16.22 КоАП РФ).
Таким образом, согласно комментируемым положениям перечень составов административных правонарушений в области таможенного дела, неоднократное совершение которых может явиться основанием для отзыва свидетельства, существенно сокращен. Теперь в нем остались лишь те правонарушения, которые действительно позволяют судить о некомпетентности или недобросовестности работников таможенного брокера и с полным основанием принимать решение об отзыве свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей).
Вместе с тем сохраняется вопрос оценки значимости таких правонарушений. Дело в том, что совершение таких правонарушений таможенным брокером (представителем), в составе которого работают десятки человек, и совершение аналогичных правонарушений таможенным брокером (представителем), использующим двух работников, имеют совершенно различный удельный вес. Тем не менее установить в нормативном правовом акте соответствующие критерии не представляется возможным, в связи с чем принятие решения об отзыве свидетельства остается в полной компетенции таможенных органов.
Согласно п. 3 ст. 21 ТК РФ форма решения об отзыве свидетельства утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом устанавливается обязательное требование о письменной форме свидетельства. Данное положение обусловлено стандартным правилом 8.7 Киотской конвенции, в соответствии с которым таможенная служба уведомляет третье лицо о своем решении об отказе в участии этого лица в таможенных операциях в письменном виде.
Отзыв свидетельства влечет автоматическое исключение юридического лица из Реестра таможенных брокеров (представителей). Однако лицо может повторно подать заявление о включении в данный Реестр. В соответствии с п. 5 ст. 21 ТК РФ такое заявление может быть подано после устранения причин, послуживших основанием для отзыва, либо соответственно по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, обусловившему отзыв свидетельства.
Кроме того, ТК РФ содержит ряд иных оснований, по которым юридическое лицо может быть исключено из Реестра таможенных брокеров (представителей). В соответствии со ст. 22 ТК РФ такое исключение осуществляется по желанию лица; при ликвидации юридического лица; при прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, за исключением его преобразования. При этом исключение юридического лица из Реестра таможенных брокеров (представителей) не освобождает его (либо его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции, обязанность по совершению которых возникла до исключения юридического лица из данного Реестра, в соответствии с порядком, установленным ТК РФ.