Статья 142. Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 142. Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) |
Статья 142. Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)

Комментарий к статьям 140 — 142
Ведение Реестра таможенных брокеров (представителей) не является новой обязанностью таможенных органов. ТК РФ 1993 г. также предусматривалась такая функция, однако ведение Реестра носило в большей степени информационно-справочный характер и обеспечивало публичный контроль за деятельностью таможенных брокеров.
Теперь же, как указывалось выше, включение в Реестр таможенных брокеров (представителей) приобрело принципиально новое значение и фактически пришло на смену лицензированию деятельности таможенных брокеров, что было предусмотрено ТК РФ 1993 г. Ранее получение лицензии являлось неотъемлемым условием получения права выступать в качестве таможенного брокера; при этом порядок выдачи такой лицензии устанавливался ГТК России (Приказ ГТК России от 15 июня 1998 г. N 392 «Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов»). В соответствии с ТК РФ 2003 г. все правила, связанные с процедурой включения лиц в Реестр таможенных брокеров (представителей), установлены его положениями.

Указанные положения, связанные с включением лиц в Реестр таможенных брокеров (представителей), содержатся в ст. 140 — 142 ТК РФ. При этом урегулированы следующие аспекты:
условия включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) (ст. 140);
основание для включения лица в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 1 ст. 141);
содержание заявления о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 2 ст. 141);
документы, которые должны быть приложены к заявлению о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 3 ст. 141);
содержание свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 1 ст. 142);
срок действия свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) (п. 2 ст. 142);
основания отзыва свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) (ст. 145).
Кроме того, следует обратить внимание на общие начала ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, которые установлены положениями гл. 3 ТК РФ (ст. 18 — 22).
Ведение Реестра таможенных брокеров (представителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом указанный орган самостоятельно определяет порядок ведения данного Реестра в соответствии со ст. 19 ТК РФ.
Статья 140 ТК РФ устанавливает четыре основных условия включения в Реестр таможенных брокеров (представителей):
1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат. Предыдущий ТК РФ допускал получение лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера при наличии только одного специалиста по таможенному оформлению;
2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК РФ. В соответствии с п. 2 этой статьи размер обеспечения уплаты таможенных платежей для таможенного брокера (представителя) не может быть менее 50 млн. руб.;
4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма в соответствии с п. 4 ст. 140 ТК РФ не может быть менее 20 млн. руб.
Из анализа приведенных требований можно сделать вывод об изменении приоритетов в определении готовности претендента осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера. Если ТК РФ 1993 г. в качестве основных условий устанавливал требования к материально-техническому оснащению таможенного брокера, то положения ТК РФ 2003 г. в первую очередь предусматривают гарантии надлежащего финансового обеспечения деятельности таможенного брокера (представителя). Указанные положения отражают тенденцию укрупнения организаций, оказывающих услуги в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Следствием такого укрупнения станет, с одной стороны, упрощение контроля за деятельностью таких организаций таможенными и иными контролирующими органами, а с другой — сокращение количества таких организаций на рынке данной услуги до разумных пределов.
Предполагается, в частности, что в связи с увеличением сумм, подлежащих при включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) внесению в качестве страховки и обеспечения выполнения своих обязанностей, будет сведена к минимуму вероятность включения в Реестр недобросовестных организаций. Как показывает практика, нередки случаи создания организаций для сопровождения в качестве таможенного брокера одной-двух внешнеторговых сделок. После обслуживания таких сделок указанные организации прекращают свою деятельность, ввиду чего осуществление мероприятий по контролю соблюдения законодательства в отношении их становится практически невозможным. Увеличение упомянутых сумм делает создание подобных организаций в большинстве случаев экономически нецелесообразным.
При нормативном правовом регулировании деятельности таможенного брокера законодатель не рассматривает в качестве приоритетной задачи установление исчерпывающего регламента работы таможенного брокера (представителя). Напротив, положения ТК РФ затрагивают только самые общие вопросы деятельности таможенного брокера. Главной же целью является создание эффективной системы отбора претендентов на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, последующего контроля за соблюдением таможенным брокером соответствующих требований законодательства РФ, в соответствии с которыми он осуществляет свою деятельность, и обеспечения защиты законных интересов представляемых им лиц.
Для включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) юридическое лицо в соответствии с п. 2 ст. 20 ТК РФ обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, предусмотренные п. 2 ст. 141 ТК РФ, и представляет документы, подтверждающие сведения, указанные в этом заявлении, по перечню, установленному п. 3 ст. 141 ТК РФ.
Согласно п. 2 ст. 141 ТК РФ заявление о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) должно содержать:
обращение в таможенный орган с просьбой о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей);
сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о местонахождении, об открытых банковских счетах заявителя, а также перечень и местонахождение его обособленных структурных подразделений, через которые заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного брокера (представителя) на день подачи заявления;
сведения о размере оплаченного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
сведения о намерении ограничить сферу своей деятельности в соответствии с п. 3 ст. 139 ТК РФ либо осуществлять свою деятельность без таких ограничений;
сведения об имеющихся в штате заявителя специалистах по таможенному оформлению на день подачи заявления;
сведения об обеспечении уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК РФ;
сведения о договоре (договорах) страхования риска гражданской ответственности заявителя.
Подтверждение указанных сведений в соответствии с п. 3 ст. 141 ТК РФ осуществляется путем представления следующих документов:
учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению, являющихся работниками заявителя;
документов, подтверждающих размер полностью сформированного уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;
документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК РФ;
подтверждения из банков об открытых в них счетах;
страхового полиса.
Очевидно, что истребование перечисленных документов обусловлено исключительно необходимостью подтверждения соответствия претендента требованиям, установленным ТК РФ. Так, документы, перечисленные в абз. 2 — 4 и 8 п. 3 ст. 141 ТК РФ, подтверждают соответствие заявителя требованиям, установленным п. 1 ст. 139 ТК РФ; в абз. 5 — требованиям п. 1 ст. 140; в абз. 6 — требованиям п. 2 ст. 140; в абз. 7 — требованиям п. 3 ст. 140; в абз. 9 — требованиям п. 4 ст. 140 ТК РФ. Никакие иные документы, помимо перечисленных, не могут быть истребованы с целью принятия решения относительно возможности включения лица в Реестр таможенных брокеров (представителей).
Таможенный орган рассматривает заявление и принимает решение о включении заявителя в соответствующий реестр, о чем незамедлительно сообщается заявителю. Срок рассмотрения такого заявления установлен ст. 20 ТК РФ. Он не может превышать 15 дней со дня получения заявления. Решение о включении заявителя в Реестр таможенных брокеров (представителей) оформляется выдачей заявителю свидетельства о включении в такой Реестр. Заявитель вправе осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера со дня принятия такого решения.
Вместе с тем таможенный орган, рассматривающий заявление, вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие указанные заявителем сведения. В соответствии с п. 5 ст. 20 ТК РФ указанные лица обязаны в течение 10 дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы. Такое истребование документов не приостанавливает и не продляет указанный выше пятнадцатидневный срок рассмотрения заявления.
Как следует из содержания п. 3 ст. 20 ТК РФ, указанные документы могут быть представлены и в виде копий, заверенных в установленном порядке. В случае представления оригиналов документов таможенный орган обязан возвратить их по требованию заявителя по окончании рассмотрения заявления.
Необходимо обратить внимание, что если ранее за рассмотрение заявления о выдаче лицензии взималась плата в стократном размере минимальной оплаты труда, а за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера следовало уплатить сбор в размере пятисоткратной установленной законом минимальной оплаты труда, то в соответствии с п. 1 ст. 20 ТК РФ в связи с рассмотрением заявления и включением в Реестр таможенных брокеров (представителей) плата не взимается.
Следует учесть, что у таможенного органа сохраняется право отказать заявителю во включении в Реестр таможенных брокеров (представителей). Однако если раньше перечень оснований отказа в выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера был установлен ГТК России и включал в себя, в том числе ряд позиций формального характера, то положения ТК РФ коренным образом изменяют такую практику. Согласно п. 4 ст. 20 ТК РФ таможенный орган вправе принять решение об отказе во включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) только в случае несоблюдения условий включения в данный Реестр, установленных ст. 140 ТК РФ. Никакие иные причины, в том числе формальные (например, неполные или недостоверные сведения, указанные в заявлении), не называются в качестве оснований отказа во включении в Реестр таможенных брокеров (представителей).
Решение о включении заявителя в Реестр таможенных брокеров (представителей) оформляется выдачей заявителю свидетельства о включении в Реестр. Форма свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем п. 1 ст. 142 ТК РФ устанавливает перечень обязательных сведений, подлежащих указанию в свидетельстве. К ним относятся:
наименование, указание организационно-правовой формы и местонахождения таможенного брокера (представителя) и его обособленных структурных подразделений;
сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей;
сведения об ограничении сферы деятельности таможенного брокера (представителя), если они установлены.
Приведение перечисленных сведений имеет существенное значение, поскольку свидетельство является одним из главных документов, на основе которых заинтересованные лица могут составить верное суждение о таможенном брокере (представителе) и принять решение о сотрудничестве с ним. Законодатель придает большое значение актуальности информации, содержащейся в свидетельстве. В соответствии с п. 2 ст. 21 ТК РФ в случае изменения сведений, содержащихся в заявлении, юридическое лицо (его правопреемник), включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей), обязано проинформировать таможенный орган в письменной форме в пятидневный срок со дня наступления соответствующих событий или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении. В случае получения подобной информации таможенный орган в течение пяти рабочих дней проверяет соответствие вновь указанных сведений условиям, установленным для включения юридического лица в Реестр, и, если изменяются сведения, подлежащие указанию в свидетельстве, рассматривает вопрос о выдаче нового свидетельства в соответствии с установленным порядком.
В п. 2 ст. 142 ТК РФ содержится важное нововведение, касающееся срока действия свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей). Если ранее ГТК России устанавливал трехлетний срок действия лицензии, то в соответствии с данной нормой указанное свидетельство каким-либо сроком действия не ограничивается. Соответствие квалификации работников таможенного брокера (представителя), владение ими актуальной информацией о текущем состоянии таможенного законодательства и его требованиях обеспечивается положениями п. 3 ст. 147 ТК РФ.
Следует обратить внимание на реализацию принципа гласности в деятельности таможенных органов, выразившуюся в положениях п. 2 ст. 19 ТК РФ. В соответствии с указанным положением федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан обеспечить регулярное, не реже одного раза в три месяца, опубликование в своих официальных изданиях Реестра таможенных брокеров (представителей).