Статья 139. Таможенный брокер (представитель)

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 139. Таможенный брокер (представитель) |
Статья 139. Таможенный брокер (представитель)

Комментарий к статье 139
Основные положения, регламентирующие правовой статус таможенного брокера (представителя), содержатся в комментируемой статье. Положения данной статьи описывают основные признаки таможенного брокера (представителя), определяют краткое содержание его деятельности, а также устанавливают основные права таможенных брокеров (представителей) по определению сферы своей деятельности.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи лицо может быть таможенным брокером (представителем) в случае соответствия следующим критериям:
1) таможенный брокер (представитель) должен быть юридическим лицом. Данное требование порождает обязанность данного лица соблюдать все формальности, предусмотренные гражданским законодательством РФ, включая обязанность государственной регистрации и получения соответствующего свидетельства;
2) таможенный брокер (представитель) должен быть российским юридическим лицом. С учетом положений подп. 13 п. 1 ст. 11 ТК РФ в качестве российского юридического лица рассматриваются юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством РФ;

3) таможенный брокер (представитель) должен быть включен в соответствии с установленным порядком в Реестр таможенных брокеров (представителей) и иметь соответствующее свидетельство. Аналогичное требование содержится в ст. 18 ТК РФ. Порядок включения лиц в указанный Реестр и получения свидетельства будет изложен ниже.
Применительно к статусу таможенного брокера (представителя) следует обратить внимание на специальную оговорку о том, что казенное предприятие не может быть таможенным брокером. Таким образом, поднят до уровня федерального закона статус нормы, которая до принятия нового ТК РФ содержалась только в Положении о таможенном брокере, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 873. В соответствии с п. 1 указанного Положения таможенным брокером могла быть только коммерческая организация. Предыдущий ТК РФ подобной нормы не содержал.
Вместе с тем данная оговорка имеет существенное значение в том числе с учетом положений Киотской конвенции и общих тенденций в мировой практике таможенного администрирования. Согласно обычной практике таможенные брокеры классифицируются в правоотношениях в связи с выполнением таможенных формальностей как третьи лица. Таким образом, подчеркивается их посредническая роль и независимый статус. Следовательно, из самой природы таможенного брокера следует, что он не может быть казенным предприятием и находиться под контролем государства.
Рассматривая указанные выше характеристики таможенного брокера (представителя) в качестве основного и наиболее значимого нововведения, содержащегося в п. 1 комментируемой статьи, следует отметить отмену лицензирования деятельности таможенных брокеров и введение механизма включения лиц в Реестр таможенных брокеров (представителей). Хотя, в сущности, данный механизм также гарантирует соблюдение разрешительного порядка допуска лиц к деятельности в качестве таможенного брокера (представителя), такое нововведение позволяет как упорядочить нормативную правовую базу лицензирования различных видов деятельности, так и конкретизировать содержание и значение процедуры ведения Реестра таможенных брокеров (представителей).
Пункт 2 комментируемой статьи излагает содержание деятельности таможенного брокера (представителя), сущность и характер его взаимоотношений с клиентом. В соответствии с нормами данного положения деятельность таможенного брокера (представителя) заключается в совершении от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенных операций в соответствии с ТК РФ. Уточним, что согласно ст. 11 ТК РФ под таможенными операциями понимаются отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые при их таможенном оформлении.
Главным нововведением в части содержания деятельности таможенных брокеров (представителей) по сравнению с ТК РФ 1993 г. является изменение гражданско-правовой природы взаимоотношений таможенного брокера (представителя) и клиента. Если в соответствии с таможенным законодательством РФ, действовавшим до вступления в силу нового ТК РФ, такие взаимоотношения строились на основе агентского договора, то сейчас клиент заключает с таможенным брокером (представителем) договор поручения.
Иначе говоря, ранее таможенный брокер мог совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи таможенный брокер (представитель) действует уже от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению.
Для оценки значения такого нововведения представляется целесообразным обратиться к истории развития института таможенного брокера в таможенном законодательстве РФ. Положения ТК РФ 1993 г. начали полноценно работать только после издания Постановления Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 873 «Об утверждении Положения о таможенном брокере» и Приказа ГТК России от 15 июня 1998 г. N 392 «Об утверждении Порядка лицензирования и контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов» — нормативных правовых актов, установивших механизм реализации соответствующих положений ТК РФ. К этому времени широкое распространение получила деятельность декларантов на договорной основе, совершавших свои действия, связанные с выполнением таможенных формальностей, от имени своих клиентов. Деятельность таких декларантов не лицензировалась, вследствие чего не могла быть обеспечена возможность надлежащего государственного контроля.
Учитывая некомпетентность, а зачастую и недобросовестность таких декларантов, были предприняты необходимые действия, направленные на полное замещение декларантов на договорной основе таможенными брокерами.
Однако, как следует из п. 2 комментируемой статьи, отныне таможенный брокер (представитель) будет снова действовать не от своего имени, а от имени представляемого лица. Данный подход обусловлен существенным изменением нормативной правовой базы деятельности таможенного брокера и расширением возможностей контроля как за его деятельностью, так и за деятельностью представляемого им лица. Логика законодателя заключается в следующем.
Поскольку объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ (ст. 322 ТК РФ), юридическую ответственность за выполнение требований таможенного законодательства несут лица, указанные в ст. 16 ТК РФ. В том случае, если нарушение таможенного законодательства, повлекшее соответствующие санкции, произошло по вине таможенного брокера, лицо, заключившее с ним договор, вправе взыскать с него понесенные убытки в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. В связи с изложенным следует отметить ужесточение требований к таможенному брокеру (представителю), в том числе в части размеров сумм обеспечения. Такое ужесточение позволяет более эффективно осуществлять контроль за деятельностью таможенных брокеров (представителей) и сводит к минимуму вероятность появления таможенных брокеров, создаваемых для обслуживания одной-двух внешнеэкономических сделок и исчезающих после выполнения своей задачи.
Как и ранее, взаимоотношения таможенного брокера (представителя) и представляемого лица основываются на положениях публичного договора. Вместе с тем в соответствии с п. 4 комментируемой статьи таможенный брокер не вправе отказать заинтересованному лицу в заключении договора. В соответствии с указанным положением такой отказ возможен только в случае отсутствия у таможенного брокера (представителя) возможности оказать услугу или выполнить работу.
Кроме того, в части определения и конкретизации своих функций таможенный брокер (представитель) в соответствии с п. 3 комментируемой статьи наделен правом ограничить сферу своей деятельности. Такое ограничение допускается по следующим критериям:
совершение таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД;
совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта;
совершение отдельных таможенных операций;
совершение таможенных операций в рамках региона деятельности одного таможенного органа (нескольких таможенных органов).
Любое из перечисленных ограничений сферы деятельности таможенного брокера (представителя) осуществляется на стадии включения в Реестр таможенных брокеров (представителей). Так, согласно подп. 4 п. 2 ст. 141 ТК РФ сведения о намерении ограничить соответствующим образом сферу своей деятельности должны содержаться в заявлении о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей).