Глава 15. ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР (ПРЕДСТАВИТЕЛЬ)

| Правовой портал "Правопорядок" | Глава 15. ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР (ПРЕДСТАВИТЕЛЬ) |
Глава 15. ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР (ПРЕДСТАВИТЕЛЬ)

Комментарий к главе 15
Таможенный брокер (представитель) определяется ТК РФ как посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ (подп. 17 п. 1 ст. 11).
Институт таможенного брокера имеет исключительно важное значение для таможенного законодательства, что признается всеми развитыми государствами. Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, являющаяся одним из основных международных правовых актов в области таможенного дела, содержит целую главу, посвященную отношениям между таможенной службой и третьими лицами, в том числе таможенными брокерами. В соответствии со стандартным правилом 8.2 данной Конвенции национальное законодательство определяет условия, при соблюдении которых третье лицо может действовать от имени и по поручению заинтересованного лица во взаимоотношениях с таможенной службой и устанавливает ответственность третьего лица перед таможенной службой за уплату пошлин и налогов, а также за любые нарушения.

В первую очередь необходимо отметить существенные изменения в структуре нормативной правовой базы деятельности таможенного брокера.
ТК РФ 1993 г. достаточно подробно регламентировал вопросы деятельности таможенного брокера и контроля за его деятельностью со стороны таможенных органов. Вместе с тем ранее действовавший ТК РФ, устанавливая общие основы деятельности таможенного брокера, содержал положение, согласно которому таможенный брокер осуществлял свою деятельность на основании как этого Кодекса, так и подзаконного акта, утверждаемого Правительством РФ. Кроме того, широким спектром полномочий, связанных с обеспечением деятельности таможенного брокера (порядок выдачи лицензии на осуществление деятельности таможенного брокера, срок ее действия, ведение государственного Реестра таможенных брокеров), был наделен ГТК России. Тем самым правовое регулирование деятельности таможенных брокеров осуществлялось нормативными правовыми актами трех уровней: ТК РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами ГТК России.
Большим достоинством нового ТК РФ является то, что его положения сформулированы с учетом практики таможенного администрирования в отношении таможенных брокеров. С учетом имеющегося богатого опыта в данной сфере были закреплены основные требования к порядку деятельности таможенного брокера (представителя) непосредственно в тексте ТК РФ. Он не содержит норм, прямо наделяющих Правительство РФ полномочиями по регулированию деятельности таможенного брокера. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, ограничены установлением порядка ведения Реестра таможенных брокеров (представителей) (ст. 19), а также установлением формы свидетельства о включении в указанный Реестр (п. 1 ст. 21), формы решения об отзыве указанного свидетельства (п. 3 ст. 21), формы отчетности таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами (ст. 364 ТК РФ).