Статья 124. Декларирование товаров

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 124. Декларирование товаров |
Статья 124. Декларирование товаров

Комментарий к статье 124
Согласно п. 1 комментируемой статьи декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме, а также других сведений, необходимых для таможенных целей.
Способы заявления сведений о товарах, необходимых для таможенных целей, в соответствии с положениями комментируемой статьи могут осуществляться в четырех формах: письменной, устной, электронной или конклюдентной.
В практической деятельности таможенных органов используется в основном письменная форма декларирования. В зависимости от целей перемещения возможны разновидности письменной формы декларирования. При осуществлении внешнеторговой деятельности применяется установленная форма декларирования в виде грузовой таможенной декларации (ГТД), прототипом которой служит единый административный документ (ЕАД), используемый в государствах Европейского Союза. Следует отметить, что помимо ЕАД в Организации Объединенных Наций впоследствии была предложена схема-ключ для бумажных носителей, предписываемая для таможенных администраций государств — торговых партнеров России. Использование схемы-ключа ООН привело к разработке единой товарной декларации (ЕТД), которая была рекомендована Советом по таможенному сотрудничеству (СТС) 26 июня 1990 г. Вместе с тем товарная декларация ЕАД, сходная с ЕТД, была введена в Европейском Союзе с 1 января 1988 г., а в России применяется с 1 апреля 1989 г. <*> Формат ЕАД впоследствии получил более широкое распространение по сравнению с ЕТД среди зарубежных таможенных служб. Он используется государствами, которые подали заявки на членство в Европейском Союзе, а также для целей транзита государствами Европейской ассоциации свободной торговли. Кроме того, модифицированная версия ЕАД используется странами, которые реализовали системы автоматизации таможенных служб ASYCUDA UNCTAD.

———————————
<*> См.: Основы таможенного дела. Вып. 2. Организация и технология таможенного контроля. М., 1996. С. 27.
Следует отметить, что ЕАД заменил собой многочисленную товаросопроводительную документацию (около 80 видов формуляров и деклараций, заполнение которых требовалось при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля на границах государств — членов Европейского Союза). Введение ЕАД упростило проведение таможенных формальностей, уменьшило издержки, связанные с этим процессом, позволило сократить время на проведение таможенных процедур, подготовило переход на полностью автоматизированный учет и обработку документов при перемещении товаров через таможенную границу <*>.
———————————
<*> См.: Таможенное обложение товаров при ввозе в Европейский Союз. М., 1997. С. 34.
Созданная по образцу ЕАД грузовая таможенная декларация представляет собой документ единой формы, содержащий 54 графы, в каждой из которых в условно закодированном виде указываются все необходимые для таможенных целей сведения о декларируемых товарах в зависимости от избранного таможенного режима. Часть граф заполняется декларантом и часть — таможенным органом.
При перемещении товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд письменная форма декларирования производится на бланке таможенной декларации ТД-6 и заполняется при перемещении товаров через таможенную границу физическим лицом, достигшим шестнадцатилетнего возраста.
Кроме письменной формы декларирования может использоваться устная форма декларирования, которая применяется в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.
Помимо устной формы декларирования физическими лицами также используется конклюдентная форма (от лат. concludere — заключать, т.е. действие, свидетельствующее о намерениях лица).
Конклюдентная форма декларирования применяется при использовании «зеленого» канала, выбор которого предполагает, что физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию.
Следующая форма декларирования — электронная, т.е. представление сведений о товарах в электронном виде. Следует отметить, что такая форма декларирования в самостоятельном виде не применяется, поскольку Россия еще не вышла на тот уровень развития, чтобы использовать эту форму в полной мере. Как разновидность используется представление копии ГТД в электронном виде на магнитном носителе. В настоящее время электронная форма декларирования применяется только в отдельных региональных таможенных управлениях в экспериментальном порядке <*>.
———————————
<*> См.: Приказ ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801 «Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном таможенных управлениях» // Российская газета. 2002. 22 авг.
Декларирование товаров осуществляется по выбору декларанта им самим или таможенным брокером (представителем). Лица, которые могут выступать в качестве декларанта, указаны в ст. 126 ТК РФ (см. комментарий). Что же касается таможенного брокера (представителя), то следует отметить, что в новом Кодексе изменилась правовая сущность этого института. Предложен новый подход к определению правового статуса таможенного брокера — теперь таможенный брокер, не являясь декларантом, действует от его имени. Напомним, что по ТК РФ 1993 г. таможенный брокер был декларантом, выступающим от собственного имени. Вместе с тем ранее действовавшая правовая основа деятельности таможенного брокера сдерживала развитие этого института, стимулировала таможенное оформление через организации, которые не стремились легализовать свое существование на рынке таможенных услуг, скрывали доходы от налогообложения.
Основной целью заложенных в законе правовых рамок функционирования института таможенного брокера является появление на рынке таможенных услуг субъектов, имеющих высокую профессиональную подготовку и способных гарантировать таможенным органам своевременное и полное выполнение всех требований процедуры таможенного декларирования, включая уплату таможенных платежей. Такой подход не только будет способствовать выводу «серых» брокеров из тени, но и закрепит доверительное отношение таможенных органов к таможенному брокеру как незаменимому профессиональному посреднику между таможенным органом и декларантом.
В условиях закона «прямого действия» прописан перечень основных сведений, которые могут быть указаны в таможенной декларации, в том числе и в закодированном виде.
К таким сведениям законодателем отнесены:
1) сведения о заявляемом таможенном режиме;
2) сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, на которого в соответствии со ст. 16 ТК РФ возлагается обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров;
3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем;
4) сведения о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД, наименование страны происхождения, наименование страны отправления, страны назначения и т.п.);
5) сведения об исчислении таможенных платежей (ставки ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, применение тарифных преференций и т.п.);
6) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;
7) сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
8) сведения о производителе товаров;
9) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим;
10) сведения о представляемых документах, необходимых для декларирования в соответствии с предписаниями ст. 131 ТК РФ;
11) сведения о лице, составившем таможенную декларацию;
12) сведения о месте и дате составления таможенной декларации;
13) сведения, необходимые для целей валютного контроля за репатриацией валютной выручки, в случае использования таможенной декларации в качестве документа учета валютного контроля.
Перечень сведений, которые должны быть отражены в таможенной декларации, ограничивается лишь теми, которые требуются для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства. На уровне закона прописан перечень основных сведений (о товарах, заявленном таможенном режиме, декларанте и др.). ГТК России наделен правом сокращать его в зависимости от категорий лиц, видов товаров, требований таможенных режимов, а также исходя из вида транспорта. Перечень документов расширен быть не может. В соответствии с ТК РФ 1993 г. у таможенного органа имелось неограниченное право запросить любой документ до принятия решения о выпуске. По новому ТК РФ таможенный орган при необходимости может запросить соответствующий документ, но это не влияет на решение по выпуску товара. Пересмотрены в сторону сокращения и сроки выпуска товаров. Тем самым новый Кодекс устанавливает на уровне закона четкие границы, в каких целях и исходя из каких критериев ГТК России вправе устанавливать те или иные требования к сведениям, необходимым для внесения в таможенную декларацию.
Пунктом 7 комментируемой статьи определено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, подлежит официальному опубликованию. Ведомственные нормативные правовые акты ГТК России, устанавливающие такие перечни, должны вступать в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования. Исключения составляют случаи, когда федеральные законы или иные правовые акты, вступившие в силу со дня их опубликования, требуют от ГТК России их незамедлительного доведения до сведения таможенных органов. Кроме того, в случаях когда ведомственные нормативные правовые акты ГТК России устанавливают более льготные правила, чем действующие, они могут вступать в силу в более краткие сроки или иметь обратную силу.