Статья 41. Принятие предварительного решения

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 41. Принятие предварительного решения |
Статья 41. Принятие предварительного решения

Комментарий к статье 41
Принятие предварительного решения является относительно новой процедурой в мировой практике таможенного администрирования. В зарубежных странах предварительные решения по классификации и происхождению товаров принимаются с начала 90-х гг. Понятие предварительного решения имелось и в предыдущем ТК РФ, однако на практике такие решения начали приниматься в Российской Федерации с 2000 г., когда ГТК России были изданы необходимые нормативные правовые акты. Данная процедура рассматривается ВТО как способствующая упрощению ВЭД и создающая благоприятные условия как для участников такой деятельности, так и для таможенных органов.
Принятие предварительного решения позволяет участникам ВЭД заранее выяснить позицию таможенных органов по поводу отнесения товара к той или иной подсубпозиции товарной номенклатуры или его происхождения. При этом предварительное решение может быть получено до ввоза товаров на таможенную территорию и представления для таможенного оформления, что позволяет участникам ВЭД более уверенно и эффективно организовывать свою деятельность. Гарантии, даваемые таможенной службой при выдаче предварительного решения, способствуют обеспечению стабильности во внешнеторговой деятельности и отвечают интересам как участников такой деятельности, так и государства.

Таким образом, принятие предварительного решения представляет собой одну из форм диалога между таможенной администрацией и участниками ВЭД, к чему призывают и ВТО, и Всемирная таможенная организация. Такой диалог в наибольшей степени позволяет придать отношениям указанных сторон характер взаимовыгодного сотрудничества, что благоприятно сказывается на развитии внешней торговли и соответственно экономической системы.
Кроме того, наличие предварительного решения существенно упрощает и ускоряет проведение таможенного оформления и таможенного контроля, поскольку должностное лицо таможенного органа может ограничиться простым сопоставлением сведений, содержащихся в предварительном решении (которое является для него обязательным), с представленным для таможенного оформления товаром.
Содержание комментируемой статьи в целом аналогично ст. 393 ТК РФ 1993 г. Вместе с тем необходимо отметить ряд существенных изменений.
Наиболее значимым изменением представляется круг вопросов, по которым уполномоченный орган может принять предварительное решение. Вышеупомянутое положение предыдущего ТК РФ допускало принятие предварительного решения по широкому кругу вопросов, в который входила классификация товаров, таможенная стоимость товаров, страна происхождения товаров, размеры причитающихся таможенных платежей. При этом перечень вопросов не являлся исчерпывающим, поскольку в соответствии с данной статьей допускалось принятие предварительного решения и «по другим вопросам применения актов законодательства Российской Федерации по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции». Таким образом, положениями предыдущего ТК РФ перечень вопросов, по которым могло быть принято предварительное решение, формально ограничен не был. На практике круг вопросов, по которым могло быть принято предварительное решение, определялся издаваемыми ГТК России нормативными правовыми актами.
В настоящее время предварительное решение может быть принято только по двум вопросам, указанным в п. 1 комментируемой статьи:
1) о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара;
2) о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения).
Следует отметить, что указанный перечень соответствует общемировой практике принятия таможенной службой предварительных решений.
Вторым изменением, имеющим важное значение, является выдача предварительного решения на безвозмездной основе. В соответствии с предыдущим ТК РФ плата за принятие предварительного решения являлась одним из видов таможенных платежей (ст. 110). На момент принятия ТК РФ размер платы, определявшийся в соответствии с ч. 2 ст. 393 ТК РФ 1993 г. ГТК России по согласованию с Минфином России, составлял 500 руб. Такая плата была установлена за принятие предварительного решения как о стране происхождения товаров, так и о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД.
В настоящее время взимание платы за принятие предварительного решения ТК РФ не предусмотрено: такая плата не упоминается в числе таможенных платежей, указанных в ст. 318 ТК РФ.
Таким образом, ТК РФ не уполномочивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливать, определять размер и взимать плату за принятие предварительного решения. Отмена платы за принятие предварительного решения соответствует общим принципам модернизации законодательства, направленной на упрощение внешней торговли и, соответственно, сокращение видов платы, взимаемой с участников ВЭД.
Кроме того, следует отметить новацию формального характера, которая может означать наступление существенных изменений в практике выдачи предварительных решений. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи региональные таможенные управления больше не наделяются полномочиями по принятию и выдаче предварительного решения автоматически. Как следует из данного положения, органы, правомочные принимать предварительное решение, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таким образом, сохраняется возможность того, что отдельным региональным таможенным управлениям либо отдельным таможням будет разрешено принимать предварительное решение.
Вместе с тем, анализируя перспективы применения комментируемой нормы, следует учитывать тенденции, складывающиеся в зарубежной практике. Так, в наиболее развитых странах принятие предварительных решений по таможенной классификации товаров осуществляется на централизованной основе, вне зависимости от размеров обслуживаемой территории. Например, в США предварительные решения принимаются соответствующим единым экспертным центром, расположенным в Нью-Йорке. Аналогичная практика существует в государствах Европейского Союза.
Достоинства такой системы заключаются в обеспечении единообразия подходов к принятию предварительных решений, а также в сосредоточении в одном месте высококвалифицированных экспертов, обладающих специальными познаниями по различным вопросам. Последнее обстоятельство позволяет специалистам в короткие сроки принимать правильные решения по сложным комплексным вопросам. Кроме того, изначально исключаются ситуации, когда запрос о принятии предварительного решения рассматривается в региональном таможенном органе, потом в связи с невозможностью принятия решения (отсутствие специалистов, лаборатории, необходимых реактивов) перенаправляется в центральное экспертное подразделение, что влечет существенное увеличение сроков, необходимых для принятия предварительного решения.
Оперативность принятия предварительных решений и их доведения до заинтересованных лиц обеспечивается, во-первых, за счет высокого уровня организации взаимодействия между таможенными органами и подразделением, занимающимся подготовкой предварительных решений, во-вторых, за счет рационального использования информационных технологий. Надлежащее сочетание этих двух подходов позволяет затрачивать минимальное количество времени на передачу запроса о принятии предварительного решения, а потом и соответствующего решения по схеме «заинтересованное лицо — ближайший таможенный орган — экспертный центр — таможня — лицо».
Учитывая изложенное, можно предположить, что на практике принятие предварительных решений в большинстве случаев будет отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.
Как следует из содержания п. 2 комментируемой статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, определяет форму и порядок принятия предварительного решения.
Необходимо отметить, что ТК РФ достаточно подробно регламентирует требования к содержанию запроса о принятии предварительного решения, порядок истребования таможенным органом дополнительной информации у заинтересованного лица, основания отклонения запроса. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание практику нормативного регулирования правоотношений, складывающихся по поводу получения предварительного решения, можно предположить, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, будут определяться процедурные вопросы действий таможенных органов в связи с принятием предварительного решения.