Статья 37. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 37. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров |
Статья 37. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров

Комментарий к статье 37
В комментируемой статье описаны случаи, когда таможенный орган вправе потребовать представление документа, подтверждающего происхождение товара из конкретной страны. Рассмотрение данных отношений следует начать с предварительной разбивки всех возможных случаев, при которых требуется представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров, а также случаев, при которых такое подтверждение не требуется, на три группы.
Особенности первой группы охватывают случаи, связанные с ввозом товаров, которые происходят из стран, получивших от России тарифные преференции. Как уже ранее было отмечено, к таким странам относятся все страны СНГ в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли, а также страны, которые подпадают под национальную систему преференций (это развивающиеся и наименее развитые страны). В качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, используется декларация о происхождении товара, которая представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации непосредственно при декларировании товаров. Исходя из контекста ст. 34 ТК РФ, в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товаров, может также потребоваться сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом или организацией по определенной форме (бланк международного образца определенного формата, компоновка материала, соответствующая установленному типовому образцу), если это влияет на предоставление тарифных преференций.

Ко второй группе отнесены иные случаи, при которых таможенный орган вправе потребовать представление документа, подтверждающего страну происхождения товара. Основной критерий — обнаружение таможенным органом признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения, которые оказывают непосредственное влияние на применение таможенно-тарифных и нетарифных мер государственного регулирования, недостоверны. Во избежание неоднозначного толкования и применения данной нормы на практике следует более подробно остановиться на рассмотрении этой группы отношений. Законодателем не случайно используется формула «при обнаружении признаков того, что заявленные сведения… недостоверные». Это означает, что любые сомнения таможенных органов, предполагающие субъективное мнение должностного лица таможенного органа, заменены на конкретное основание — наличие определенных фактов, т.е. выявление признаков, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства. Наличие неподтвержденных признаков не может служить основанием для того, чтобы потребовать документы, подтверждающие страну происхождения товара. У таможенных органов остается право «сомневаться» в недостоверности заявленных сведений, но такие сомнения должны быть обоснованы. Учитывая, что в новом ТК РФ отношения между декларантом и таможенным органом строятся на строго юридических процедурах, такие сомнения должны быть мотивированными, оформлены в письменном виде с предложением представить необходимые документы, подтверждающие страну происхождения товаров, в установленный таможенным органом срок. Так, в случае, когда таможенными органами выявлены конкретные признаки (например, информация о стране происхождения, имеющаяся на упаковке товара, серийные номера производителя и др.), свидетельствующие о том, что страной происхождения товара является не Финляндия, а Эстония, которой Россия в торгово-политических отношениях не предоставляет режим наибольшего благоприятствования нации, предлагается представить документ, подтверждающий происхождение товара, в соответствии с вышеописанной процедурой.
К третьей группе относятся случаи, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, при которых не требуется документ, подтверждающий страну происхождения товаров. Так, не требуется подтверждения страны происхождения в отношении товаров, ввозимых в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита, а также временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Однако законодателем сделана оговорка о том, что данная привилегия не применяется, если таможенным органом будут обнаружены признаки того, что страной происхождения таких товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу в Россию или транзиту через ее национальную территорию в соответствии с международными договорами, участницей которых является Российская Федерация, или российским законодательством. Не требуется также представления документов, подтверждающих страну происхождения в отношении низкостоимостных товаров и при перемещении личных вещей пассажиров, пересекающих таможенную границу. Юридически законодателем этот перечень не закрыт, поскольку формула «в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации» допускает иные ситуации, не требующие представления документов, подтверждающих происхождение товаров из определенной страны.