Комментарий к статье 27
Специальная таможенная статистика представляет собой совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов, предназначенных для оптимизации их деятельности.
В соответствии с п. 2 комментируемой статьи данные таможенной статистики используются исключительно для таможенных целей. Под таможенными целями в данном случае понимаются такие цели, как усиление таможенного контроля, сопряженное с упрощением процедур таможенного оформления, повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности, усиление борьбы с преступлениями и нарушениями таможенных правил, оптимизация структуры таможенных органов, корректировка программ профессиональной подготовки должностных лиц, определение приоритетных задач деятельности научных центров таможенной службы и иные задачи подобного характера.
Анализ сведений специальной таможенной статистики позволяет определить сильные и слабые стороны функционирования таможенной службы, установить направления дальнейшего совершенствования и выявить примеры успешной деятельности отдельных таможенных органов, требующие распространения на практику работы всей таможенной службы.
Ведение специальной таможенной статистики осуществляется таможенными органами на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливающих формы статистической отчетности по различным направлениям анализа, порядок заполнения таких форм, периодичность их представления. Поскольку специальная таможенная статистика ведется исключительно для использования таможенными органами, приоритет в разработке методологии ведения такой статистики отдан федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела. Соответствующее положение закреплено в п. 1 комментируемой статьи.
Нормативными правовыми актами ГТК России, регламентирующими вопросы структуры таможенных органов, предусмотрено выделение в составе отделов таможенной статистики и анализа региональных таможенных управлений отделений, которые занимаются исключительно ведением специальной таможенной статистики.
Следует отметить, что на ведение специальной таможенной статистики в полной мере распространяется действие принципа, закрепленного в п. 1 ст. 28 ТК РФ. Как следует из положений указанной статьи, статистика ведется на основе документов и сведений, представляемых лицами в соответствии с положениями ТК РФ. Это означает, что таможенные органы не могут требовать от лиц представления документов и сведений, предназначенных исключительно для ведения специальной таможенной статистики, если представление таких документов не предусмотрено ТК РФ в связи с помещением товаров под соответствующий таможенный режим.
Необходимо отметить, что содержащаяся в п. 2 комментируемой статьи норма, которая допускает использование специальной таможенной статистики только для таможенных целей, не ограничивает возможность передачи отдельных сведений Президенту РФ, Правительству РФ, федеральным органам исполнительной власти и иным государственным органам в порядке, предусмотренном законодательством РФ.