Статья 26. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 26. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации |
Статья 26. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации

Комментарий к статье 26
Ведение таможенной статистики внешней торговли РФ является одной из основных функций как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, так и таможенной службы в целом.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» <*> таможенная статистика является одним из основных элементов системы внешнеторговой информации, действующей в целях развития и повышения эффективности внешнеторговой деятельности на территории РФ. Данная система в соответствии с указанной нормой функционирует в целях информационного обеспечения и стимулирования внешнеторговой деятельности.
———————————
<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
Как следует из положений Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ, утвержденной Приказом ГТК России от 28 апреля 1994 г. N 180, задачами таможенной статистики являются:
обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте России;

анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков РФ в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;
информационное обеспечение: подготовки актов законодательства РФ в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли; подготовки межгосударственных торговых переговоров и оперативно-коммерческой работы; высших органов государственной власти при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли, а также федеральных органов исполнительной власти — при принятии ими решений в соответствии со своими функциями и компетенцией;
анализ конъюнктуры российского рынка;
контроль за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет;
осуществление валютного контроля;
составление торгового и отдельных статей платежного балансов.
Данные таможенной статистики внешней торговли РФ предоставляются Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ для содействия указанным органам в выполнении задач, возложенных на них законодательством. Также в соответствии с п. 1 комментируемой статьи такие данные могут предоставляться и иным органам, которые определяются законодательством РФ.
Кроме того, в рамках международного сотрудничества РФ федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, делегированы полномочия по предоставлению данных таможенной статистики внешней торговли РФ международным организациям в том случае, когда такое предоставление предусмотрено законодательством и международными договорами РФ.
Согласно п. 2 комментируемой статьи таможенная статистика внешней торговли РФ ведется в соответствии с ТК РФ и иными правовыми актами РФ. Данное положение подразумевает, что статистика ведется таможенными органами с учетом методик, применяемых при ведении различных видов государственной статистики. При этом, как следует из п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 148 «О Таможенном тарифе Российской Федерации — своде ставок ввозных таможенных пошлин и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», основой ведения таможенной статистики является Товарная номенклатура внешнеторговой деятельности.
Следует обратить внимание, что п. 3 комментируемой статьи предусматривает ведение таможенной статистики в соответствии с единой методологией. При этом подчеркивается, что таким образом обеспечивается сопоставимость данных торговли между Российской Федерацией и ее внешнеторговыми партнерами. Данное положение имеет своей целью гарантировать единообразие подготовки материалов, а также собственно ведения таможенной статистики. Такой подход обеспечивает высокую степень достоверности и объективности результатов, получаемых по итогам обобщения данных, полученных из таможенных органов, и позволяет оперативно внедрять и использовать при ведении таможенной статистики лучшие достижения методологии, в том числе учитывать международный опыт.
Важным позитивным показателем является намерение вести таможенную статистику в формате, позволяющем сопоставлять ее данные с зарубежными аналогами. Данное положение является одним из элементов правового механизма, действие которого направлено на интеграцию Российской Федерации в мировое сообщество на правах равноправного участника и партнера. Принцип ведения таможенной статистики с учетом международных стандартов обусловлен и положениями ст. 28 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в соответствии с которыми Правительство РФ совместно с Центральным банком РФ обеспечивают создание федеральной системы статистической отчетности, сбор и разработку по единой методологии сопоставимых на международном уровне статистических данных. Необходимо упомянуть, что одним из основных направлений внешнеторговой статистики является сбор данных по внешней торговле РФ, который осуществляется на основе государственной статистической отчетности, включая торговые балансы РФ. При этом таможенная статистика РФ рассматривается как один из основных источников формирования государственной статистической отчетности.
Следует отметить, что в настоящее время таможенная статистика ведется таможенными органами на основе Приказа ГТК России от 28 апреля 1994 г. N 180 «О «Методологии таможенной статистики Российской Федерации». Данная Методология разработана с учетом рекомендаций Статистической комиссии ООН и Руководства для пользователей по статистике внешней торговли (Евростат, 3-е издание, 1990), соответствует международным требованиям, предъявляемым к порядку ведения статистики внешней торговли, и ни разу не изменялась со времени своего утверждения.
Особое значение ведение таможенной статистики в формате, приведенном в соответствие с международными стандартами, имеет в свете развития интеграционных процессов в рамках СНГ и иных форм межгосударственного сотрудничества государств — бывших республик СССР. Признание такого значения нашло свое отражение в положениях целого ряда международных правовых актов (Договоре о создании экономического союза (Москва, 1993), Соглашении о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 1995), решении Совета глав государств СНГ от 10 февраля 1995 г. «Об Основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств» и др.).
Значение унифицированной методики в совокупности с принципом открытости и доступности статистических сведений заключается и в том, что она обеспечивает представление аналитической информации в формате, предоставляющем равноценные материалы для исследования как государственным органам, так и участникам внешнеторговой деятельности и их зарубежным партнерам. Такая ситуация создает необходимые предпосылки для прогнозирования динамики внешнеторгового оборота, тенденций изменения спроса и предложения на российском и мировом рынках, для оценки востребованности товаров на рынке и формирования рыночной стратегии.
Дополнительной гарантией описанных выше возможностей является закрепленная в абзаце третьем п. 1 комментируемой статьи норма, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, публикует данные таможенной статистики. При этом порядок опубликования подобных сведений, а также сроки и периодичность их опубликования определяются Правительством РФ. Тем самым происходит надлежащая реализация закрепленного в законодательстве РФ принципа гласности в осуществлении государственной службы.