Статья 25. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 25. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов |
Статья 25. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов

Комментарий к статье 25
В комментируемой статье установлен порядок предоставления таможенными органами консультаций заинтересованным лицам по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. В отличие от информирования о правовых актах в области таможенного дела (ст. 24 ТК РФ), когда заинтересованному лицу предоставляется доступ к информации о действующих правовых актах, консультирование представляет собой ответы должностного лица таможенного органа на вопросы заинтересованного лица о правоприменении таких актов. В рамках консультации по запросу заинтересованного лица, помимо сведений о действующем законодательстве, предоставляется информация о том, какими именно правовыми актами следует руководствоваться в конкретной ситуации.
Консультировать имеют право должностные лица таможенного органа, уполномоченные начальником этого таможенного органа (лицом, его замещающим) на проведение консультаций.
Таможенный орган предоставляет ответ на запрос заинтересованного лица в возможно короткий срок. Максимальный срок предоставления информации по запросу составляет один месяц. Консультирование может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Заинтересованное лицо вправе требовать предоставления ответа в письменной форме. Как правило, при подаче письменного запроса ответ предоставляется также в письменной форме.

Консультирование таможенными органами заинтересованных лиц проводится бесплатно, что существенно отличается от положений ТК РФ 1993 г., в ст. 391 которого было предусмотрено взимание платы за консультации.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решения или совершения действия (бездействия) таможенными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров и (или) транспортных средств. Должностное лицо таможенного органа осуществляет консультирование заинтересованного лица исходя из предоставленных им сведений. Процедура консультирования не предполагает проверку должностным лицом таможенного органа достоверности таких сведений. Поэтому консультация не может являться решением таможенного органа, т.е. актом применения права, равно как и основанием для принятия решения или совершения действия (бездействия) таможенным органом.
В п. 4 комментируемой статьи установлена ответственность за предоставление информации несвоевременно или в недостоверном виде в случаях, когда этот факт послужил причиной убытков, понесенных обратившимся за консультацией лицом. Возмещение таких убытков осуществляется за счет казны РФ в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 6 ТК РФ. Однако согласно пункту 5 комментируемой статьи в случаях причинения убытков вследствие искажения текста правового акта, опубликованного без ведома и контроля таможенных органов, а также в случаях, когда причиной убытков послужила неквалифицированная консультация, оказанная лицом, не уполномоченным на ее проведение, таможенные органы ответственности не несут.