Статья 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу |
Статья 13. Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу

Комментарий к статье 13
Комментируемая статья определяет порядок действий в отношении товаров, запрещенных (ограниченных) к ввозу на таможенную территорию РФ и к вывозу с таможенной территории РФ, а также называет лиц, обязанных этот порядок соблюдать.
Запреты и ограничения обусловлены иным законодательством РФ. Нормы таможенного законодательства направлены лишь на обеспечение соблюдения подобных запретов и ограничений.
Следует отметить, что запреты и ограничения могут устанавливаться в актах как российского права, так и международного права: международных договорах, правилах международных организаций.
Например, ст. 19 Федерального закона от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» <*> говорит, что могут налагаться запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:
———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
1) соблюдение общественной морали и правопорядка;
2) охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
3) сохранение культурного наследия народов РФ;
4) защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
5) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
6) обеспечение национальной безопасности РФ;
7) защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
8) выполнение международных обязательств РФ.
Статья 20 названного Федерального закона установила прямой запрет ввоза на территорию РФ товаров, которые:
1) не соответствуют стандартам и требованиям, указанным в п. 1 комментируемой статьи;
2) не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;
3) запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
4) имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
Согласно ст. 15 названного Федерального закона экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений. Вместе с тем законодатель предоставил право Правительству РФ вводить в исключительных случаях количественные ограничения экспорта и импорта в целях:
1) обеспечения национальной безопасности РФ;
2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
3) защиты внутреннего рынка РФ.
В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения в РФ действует система экспортного контроля, ограничивающая свободное движение товаров через таможенную границу РФ.
Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и в целях обеспечения выполнения международных обязательств РФ, вытекающих из Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения, Президент РФ Указом от 26 августа 1996 г. N 1268 утвердил Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется <*>.
———————————
<*> СЗ РФ. 1996. N 36. Ст. 4197.
Также были установлены особые ограничения в отношении отдельных видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.
В частности, Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 в целях сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции, имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства, и обеспечения общественной безопасности был утвержден Перечень видов продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена <*>.
———————————
<*> Ведомости РФ. 1992. N 10. Ст. 492.
В указанный Перечень включены:
драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;
драгоценные камни и изделия из них;
стратегические материалы;
вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая продукция на их производство и эксплуатацию;
ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;
боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование;
уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;
рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;
результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники;
шифровальная техника и нормативно-техническая документация на ее производство и использование;
яды, наркотические средства и психотропные вещества;
спирт этиловый;
отходы радиоактивных материалов;
отходы взрывчатых веществ;
отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни;
лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;
лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье);
специальные и иные технические средства, предназначенные (разработанные, приспособленные, запрограммированные) для негласного получения информации, нормативно-техническая документация на их производство и использование.
Устанавливая общие правила для всех товаров, комментируемая статья не исключает возможности установления законом специальных процедур для отдельных их видов.
Например, Федеральные законы от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» <*>, от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» <**> устанавливают особые правила действия в отношении товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию.
———————————
<*> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
<**> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.
Содержание комментируемой статьи корреспондирует со следующими положениями ТК РФ:
ст. 16, содержащей перечень лиц, на которых возлагается обязанность по совершению таможенных операций;
ст. 101, устанавливающей, что на склады временного хранения могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз (данный запрет установлен в п. 1 комментируемой статьи);
ст. 103, согласно п. 3 которой в случаях, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, временное хранение товаров осуществляется в сроки, указанные именно в настоящей статье. При этом устанавливается, что продление этих сроков не допускается;
ст. 118, в соответствии с которой в случаях, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, товары могут быть помещены на склад временного хранения таможенными органами;
ст. 240, допускающей, что под таможенный режим реэкспорта помещаются иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию РФ с нарушением установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов на ввоз (имеется в виду п. 1 комментируемой статьи);
ст. 362, раскрывающей основания и порядок создания и функционирования зон таможенного контроля;
гл. 41 ТК РФ, регламентирующей основания и порядок распоряжения товарами.
Другие положения комментируемой статьи закрепляют правило о том, что расходы, возникшие у лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возмещаются.