Статья 4. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 4. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени |
Статья 4. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени

Комментарий к статье 4
Распространение действия правовых актов на правоотношения, возникающие после введения их в действие, отражает общий принцип действия норм права.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что акты таможенного законодательства, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы.
Вместе с тем ТК РФ устанавливает исключительные случаи, когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты могут иметь обратную силу:
1) когда обратная сила предусмотрена федеральными законами;
2) когда обратная сила предусмотрена международными договорами РФ;
3) когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты РФ улучшают положение лиц при условии, что они прямо это предусматривают.
Таким образом, законодателем достигнута одна из целей построения норм права — ясность изложения правового предписания. Правоприменителю нет необходимости применять субъективный подход в толковании правовых актов в части раскрытия понятия «улучшение положения лица». В самом тексте закона в данном случае должно быть прямое указание на его обратную силу.

Возможны случаи, когда акты таможенного законодательства будут распространяться на уже возникшие правоотношения (например, применяться к товарам, уже выпущенным таможенными органами).
Так, Соглашение ВТО о применении ст. VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) предусматривает, что антидемпинговые меры могут при определенных условиях применяться ретроспективно. Очевидно, что если подобные нормы будут закреплены во внешнеторговом законодательстве РФ, то и акты таможенного законодательства, обеспечивающие исполнение правил внешней торговли, также будут иметь обратную силу.
Система вступления в силу актов таможенного законодательства основывается на общих положениях, за исключением некоторых особенностей.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.
Вопрос вступления в силу нормативных правовых актов, входящих в состав таможенного законодательства, регулируют следующие акты РФ: ТК РФ <*>; Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» <**>; Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» <***>.
———————————
<*> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
<**> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.
<***> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.
Официальное опубликование акта — это помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.
Для федеральных законов такими изданиями являются «Парламентская газета», «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а для актов Президента РФ и Правительства РФ — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации».
Комментируемой статьей установлено, что акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами РФ, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Вместе с тем для названных иных правовых актов установлены дополнительные исключения.
Во-первых, если соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты РФ, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, прямо предусматривают введение их в действие в более короткие сроки.
Во-вторых, если ТК РФ устанавливает специальный порядок введения в действие указанных запретов, ограничений или требований.
Например, ст. 174 ТК РФ установлено, что Правительство РФ вправе определять случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается в отношении определенных видов ввезенных товаров, если идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в Российской Федерации, а также устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению ввезенных товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. При этом оговаривается специальный порядок введения названных запретов и ограничений. Они вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства РФ.
Аналогичный специальный порядок оговорен также в ст. 198 ТК РФ применительно к таможенному режиму переработки вне таможенной территории.