Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

| Правовой портал "Правопорядок" | Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации |
Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

Комментарий к статье 3
В таможенное регулирование прямо или косвенно включены нормы таможенного, налогового, финансового, гражданского, валютного законодательства, законодательства о защите экономических интересов РФ. В этой комплексной и структурированной системе, включающей в себя многочисленные подзаконные акты, начиная с указов Президента РФ и заканчивая нормативными правовыми актами ГТК России, необходимо четко определять нормы права, которые могут быть применимы к конкретным правоотношениям.
При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности лица сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.
Таможенное регулирование в Российской Федерации основано на правовых предписаниях органов государственной власти и осуществляется в том числе нормами таможенного законодательства РФ.
В научно-справочной литературе под законодательством понимают совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (например, гражданское законодательство, уголовное законодательство).

В Российской Федерации понятием «законодательство» обычно охватываются на федеральном уровне: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
В п. 1 комментируемой статьи четко определен круг правоотношений, регулируемых таможенным законодательством.
Таможенное законодательство РФ регулирует отношения: в области таможенного дела; по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу; возникающие в процессе таможенного оформления; возникающие в процессе таможенного контроля; возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; по установлению и применению таможенных режимов; по установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
В основу определения места таможенного законодательства в системе российского права через определение понятия «таможенное дело», данное в ст. 1 ТК РФ, законодательно заложена служебная роль таможенного законодательства по отношению к законодательству, регулирующему ВЭД.
Таким образом, можно в общем виде представить таможенное законодательство как совокупность правовых норм, регулирующих целый комплекс отношений в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что часть вопросов, относящихся к непосредственному перемещению товаров и транспортных средств через границу РФ, может регулироваться другим законодательством РФ.
В частности, порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей РФ регулируется законодательством РФ о Государственной границе РФ. Если указанный порядок не урегулирован законодательством РФ о Государственной границе РФ, то регулирование осуществляется посредством таможенного законодательства РФ.
Например, ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» регламентирует порядок пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами.
Указанное в п. 1 комментируемой статьи соотношение норм таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах корреспондирует со ст. 2 НК РФ.
Пункт 2 комментируемой статьи определяет, что таможенное законодательство РФ состоит из ТК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
ТК РФ и иные федеральные законы далее в тексте ТК РФ обозначаются законодателем как акты таможенного законодательства.
В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами, регламентирующими отдельные аспекты ВЭД (например, Федеральные законы от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» <*>, от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» <**>, от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» <***>), Президент РФ и Правительство РФ наделены достаточно широкими полномочиями по регулированию правоотношений в этой области.
———————————
<*> СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.
<**> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.
<***> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798.
В силу изложенного органы власти, определяющие правила осуществления ВЭД, уполномочены определять механизм их исполнения.
Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что отношения, указанные в п. 1 комментируемой статьи, могут регулироваться также указами Президента РФ. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.
Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в тексте ТК РФ обозначаются законодателем как иные правовые акты РФ.
В связи с изложенным необходимо из всего массива правовых актов выделять источники таможенного права как отрасли российского законодательства <*>. Применительно к рассматриваемому вопросу можно сделать следующий вывод. Источниками таможенного права являются правовые акты, в которых содержатся нормы именно таможенного права.
———————————
<*> В юридической литературе источник права — это формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм.
К ним относятся Конституция РФ, законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ, правовые акты ГТК России (поскольку в соответствии с п. 1 ст. 5 ТК РФ в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издает правовые акты в области таможенного дела).
Нормы таможенного права содержатся:
1) в Конституции РФ, например: а) нормы, непосредственно относящиеся к таможенному праву, — в п. «ж» ст. 71, определяющем, что таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации; в ч. 1 ст. 74, содержащей положения о том, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; б) нормы общего характера — в ч. 1 ст. 8, гарантирующей в Российской Федерации единство экономического пространства; в ч. 1 ст. 34, содержащей право на свободное использование имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; в ч. 3 ст. 15, содержащей положения о том, что законы в Российской Федерации подлежат официальному опубликованию, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;
2) в законах, например в ТК РФ, Законах РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» <*>, от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» <**> (ст. 9 этого Закона определяет культурные ценности, которые не подлежат вывозу из Российской Федерации), Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» <***>, ст. 21 которого определяет требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, ввоз которых осуществляется на территорию РФ;
———————————
<*> Ведомости РФ. 1993. N 23. Ст. 821.
<**> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
<***> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.
3) в указах Президента РФ, например в Указах Президента РФ от 18 июля 1992 г. N 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации» <*>, от 7 ноября 2000 г. N 1849 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1306 от 5 июля 2000 года» <**>;
———————————
<*> Ведомости РФ. 1992. N 4. Ст. 176.
<**> СЗ РФ. 2000. N 46. Ст. 4540.
4) в постановлениях Правительства РФ, например в Постановлении Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1067 «Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом» <*>; Постановлении Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов» <**>;
———————————
<*> САПП РФ. 1993. N 44. Ст. 4204.
<**> СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3031.
5) в нормативных правовых актах ГТК России, издаваемых на основе актов законодательства, например в Приказах ГТК России от 19 октября 2001 г. N 1000 «О таможенном режиме перемещения припасов» <*>, от 19 апреля 2002 г. N 381 «О местах таможенного оформления» <**>;
———————————
<*> БНА. 2001. N 47.
<**> Российская газета. 2002. 21 мая.
6) в различных международных соглашениях и договорах, как это уже указывалось применительно к рассматриваемым вопросам таможенного регулирования.
Следует оговориться, что названные в качестве примера акты Правительства РФ и ГТК России с 1 января 2004 г. (дата вступления в силу нового ТК РФ) действуют в части, не противоречащей ТК РФ.