27 КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПОЛИТИКИ О. КОНТА

| Правовой портал "Правопорядок" | 27 КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПОЛИТИКИ О. КОНТА |
27 КОНЦЕПЦИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПОЛИТИКИ О. КОНТА

Правовая теория основателя позитивизма Огюста Конта (1798–1857) изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики». Он решает несколько важных задач:
1) обосновывает новые методы познания социальной реальности. Это эмпирические методы исследования социальных институтов. Они должны позволить выработать конкретные рекомендации по усовершенствованию всех сфер жизни общества;
2) формулирует задачу новой науки – социологии. Он говорит о потребности систематизировать жизнь общества. Конт теоретически обосновывает «новый», «позитивный» социально-политический порядок.
Развитие общества, его политических институтов он связывал с эволюцией человеческого сознания. Это смена трех исторически господствующих состояний человеческих умов:
1) теологического (для этого состояния характерны одушевление человеком предметов и вера в сверхъестественных существ – богов и др.);
2) метафизического (когда человек пытается объяснить факты через различные отвлеченные понятия);
3) позитивного (научного).

Вершиной исторического прогресса Конт называет эпоху науки. Ее характерные черты:
1) мирное общежитие людей;
2) расцвет промышленного производства;
3) приход на смену власти монарха и аристократии новой системы власти – социократии. Это власть наиболее конструктивных, творческих социальных групп (фабрикантов, купцов, финансистов, землевладельцев). Он пытался доказать возможность достижения социальной солидарности.
Необходимость государства – объединение индивидуальных интересов ради достижения общих целей. Солидарность в обществе поддерживается не только материальными факторами, но и моралью. На позитивной стадии к власти должны прийти представители буржуазии и позитивная церковь. Духовную власть осуществляют люди умственного труда, т. е. мыслители, писатели, поэты, ученые и т. д.
Конт выступает как активный сторонник усиления роли государства в жизни общества.
Конт видит потребность в двух типах власти – светской и духовной. На всех трех стадиях развития общества присутствует подобное разделение. На теологической стадии светскую власть осуществляют вожди, а духовную – жрецы.
На метафизической стадии люди, пишущие законы, владеют светской властью, а философы, публицисты и художники – духовной. На позитивной стадии к власти должны прийти представители буржуазии и позитивная церковь соответственно. Необходимо учреждение новой религии – культа высшего существа (под ним фактически понимается все человечество). Конт выступает как активный сторонник усиления роли государства в жизни общества.