Порядок реализации государством прав акционера

| Правовой портал "Правопорядок" | Порядок реализации государством прав акционера |
Порядок реализации государством прав акционера

Порядок реализации государством его прав как акционера регулируется Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ. В соответствии с этим нормативно- правовым актом волеизъявление акционера — РФ, в том числе внесение вопросов в повестку дня общего собрания акционеров, выдвижение кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии, предъявление требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, созыв внеочередного общего собрания акционеров, назначение представителя (выдача доверенности) для голосования на общем собрании акционеров, определение позиции по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, оформляется решением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее — Агентство).
Позиция акционера — РФ по вопросам повестки дня общего собрания акционеров отражается в письменных директивах, выдаваемых Агентством представителю для голосования на общем собрании акционеров. Представитель действует на основании письменных директив и доверенности Агентства.

К сожалению, в отдельных случаях особенности правового регулирования управления в акционерных обществах с участием государственного или муниципального образования противоречат общим принципам акционерного законодательства. Так, например, согласно рассматриваемому Положению государство в лице своих уполномоченных органов выдает директивы на голосование своему представителю не только для участия в общем собрании (здесь применение института представительства не вызывает никаких сомнений), но и для участия в заседании совета директоров. В выданной директиве на голосование указывается вариант голосования по каждому вопросу повестки дня заседания совета директоров. Отсутствие директивы на голосование будет являться достаточным основанием для обжалования заинтересованным лицом соответствующего решения совета и признания его недействительным.
При этом из общих норм акционерного законодательства следует, что, во-первых, членами совета директоров могут быть только физические лица (п. 2 ст. 66 Закона об АО), а во-вторых, члены совета директоров несут перед обществом ответственность за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием). Освобождаются от ответственности лишь члены совета, голосовавшие против решения, которое повлекло причинение акционерному обществу убытков, или не принимавшие участия в голосовании (п. 2 ст. 71 Закона об АО). Возникает проблема возможного привлечения к ответственности члена совета директоров — представителя государства, который при голосовании, по сути, выражал не собственную волю, а исполнял заведомо определенное ему директивой указание.
Представляется необходимым на уровне федерального закона предусмотреть определенные особенности правового положения акционерных обществ с государственной долей участия. В частности, это актуально для крупных, вертикально интегрированных структур — холдингов, где основное общество с контрольной долей государства в уставном капитале управляет дочерними хозяйственными обществами. Такие холдинговые объединения возникли в важнейших стратегических отраслях, в том числе в оборонной промышленности (например, «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», «Алмаз-Антей», «Созвездие», «Сухой»), в сфере энергетики (РАО «ЕЭС», АО «Газпром»), железнодорожного транспорта (РАО «РЖД») и др.
Постановлением Правительства РФ об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ установлено, что Министерство экономического развития и торговли ежегодно до 31 марта представляет в Правительство РФ отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие России в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») за прошедший год.
Предусмотренная указанным Постановлением специфика управления акционерными обществами с государственной долей участия связана с необходимостью обеспечения прав государства как собственника и акционера. В данном случае государство как бы приравнивается в своих правомочиях к другим акционерам как равноправным участникам корпоративных отношений, при этом определенная специфика все же имеется.