Система местного самоуправления

| Правовой портал "Правопорядок" | Система местного самоуправления |
Система местного самоуправления

Не являясь частью системы государственных органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, — это не только форма самоорганизации населения для решения своих задач, но и способ осуществления публичной власти, власти народа. Поэтому деятельность органов местного самоуправления обладает такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.
Как уже говорилось, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Следовательно, местное самоуправление в Российской Федерации — это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Важным способом непосредственного решения населением различных вопросов выступает референдум — народное голосование по наиболее значимым вопросам местного самоуправления. Решения, принятые референдумом, являются окончательными.
Наиболее массовой формой прямого народного волеизъявления являются всеобщие прямые выборы. Их значение определяется тем, что посредством выборов образуются представительные органы власти, а также получают свои полномочия главы местной администрации.
Одной из массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам, являются собрания (сходы) граждан, обеспечивающие возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой. Они служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.
Особые права законодательство закрепило за общими собраниями, сходами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах и поселках. В отдельных поселениях с населением до 500 человек уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления непосредственно через собрания (сходы) граждан.
В практике местного самоуправления используются и другие формы непосредственной демократии. В их число входят: обсуждение населением вопросов местного значения, проектов решений органов местного самоуправления, опросы общественного мнения, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и т.п. (ст. 24-32 Закона «О общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Другой важной составной частью системы местного самоуправления являются выборные и другие органы местного самоуправления.
Представительные органы местного самоуправления состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава.
Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления подотчетны населению и представительному органу местного самоуправления.
В уставе муниципального образования, помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, должны быть предусмотрены исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления и их должностные лица, как-то: администрация, исполнительный комитет, управление, служба и их руководители. Местная администрация, возглавляемая выборным главой местного самоуправления (главой администрации), в соответствии с законодательством Российской Федерации является органической составной частью системы местного самоуправления. В структуру органов местного самоуправления могут входить контрольный орган и иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.
Составной частью системы местного самоуправления являются также органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микро-районов, улиц, кварталов, домов). Органы территориального общественного самоуправления создаются на общих собраниях (сходах) граждан для самостоятельного решения вопросов бытового и социально-культурного уровня в рамках микрорайонов, кварталов, улиц, отдельных домов. В соответствии с уставом муниципального образования органы территориального общественного самоуправления населения могут являться юридическими лицами1.
В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ).
Статья 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, к которым относятся:
1. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
2. Установление официальных символов муниципального образования.
3. Создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
4. Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
5. Организация и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутатов, члена выборного органа местного самоуправления, выборов должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границы и преобразования муниципального образования.
6. Принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора и представления соответствующих статистических показателей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
8. Осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.
9. Иные полномочия.
Органы территориального общественного самоуправления населения решают вопросы благоустройства территорий, содержания домов и т.п.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции РФ).