Понятие и конструкционные принципы правосудия

| Правовой портал "Правопорядок" | Понятие и конструкционные принципы правосудия |
Понятие и конструкционные принципы правосудия

В Конституции Российской Федерации в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в выделении главы 7 «Судебная власть».
Конституция Российской Федерации в ст. 118 и Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в ст. 1 предусматривают, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Таким образом, судебная власть как одна из ветвей единой государственной власти представляет собой систему властеотношений по реализации судами возложенных на них функций государства, важнейшей из которых является правосудие.
Правосудие — это осуществляемая судами деятельность по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских, административных, уголовных дел, а также конституционно-правовых споров при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им процессуального порядка.

Правосудие в Российской Федерации строится на демократических принципах, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Демократические принципы правосудия — это общие, руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.
К конституционным принципам правосудия относятся:
1. Осуществление правосудия только судом. Это означает, что в Российской Федерации нет никаких иных, кроме судов, органов, наделенных правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела. Принцип осуществления правосудия только судом — важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое выражение в установлении рамок осуществления судебной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В Конституции особо подчеркивается недопустимость создания в России чрезвычайных судов (ст. 118 Конституции РФ).
2. Независимость судей. Данный принцип означает, что судьи как носители судебной власти в Российской Федерации разрешают дела только на основе Конституции и закона в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них.
Действующее законодательство Российской Федерации, в частности, Закон о статусе судей в Российской Федерации, предусматривает правовые гарантии независимости судей. К ним относятся:
а) неприкосновенность судей (судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия на то квалификационной коллегии судей);
б) процедура осуществления правосудия, исключающая постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и т.д.);
в) преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
г) освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
д) установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судей;
е) право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;
ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;
з) защита семьи судьи и его имущества.
Конституция Российской Федерации в ст. 120 устанавливает, что, обнаружив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответствии с законом. Это положение распространяется на любые акты любого органа или должностного лица.
3. Несменяемость судей. Судьи не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия. Однако это не исключает смещения в порядке особой процедуры (с согласия квалификационной коллегии судей) тех судей, которые признаны виновными в совершении преступления или проступка, не совместимого с занимаемой должностью. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 121 Конституции РФ). Этот порядок и основания предусмотрены законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации.
4. Открытость (гласность) судебного разбирательства. Согласно ст. 123 Конституции Российской Федерации разбирательство дел во всех судах является открытым. Это означает, что при судебном разбирательстве дела могут свободно присутствовать граждане и представители средств массовой информации. Закрытые судебные заседания допускаются в случаях, когда это необходимо для охраны государственной или коммерческой тайны, по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях и другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 123 Конституции РФ).
5. Состязательность и равноправие сторон. В соответствии с этим конституционным принципом правосудия стороны процесса обладают равными правами для обоснования своих выводов и для оспаривания утверждений противной стороны, при этом суд как орган разрешения спора должен быть отделен от функции обвинения, не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств.
6. Осуществление в предусмотренных федеральным законом случаях судопроизводства с участием присяжных заседателей (ст. 123 Конституции РФ).
7. Финансирование судов только из федерального бюджета. Это должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ), создать условия для подлинной независимости судов.
В главе 7 Конституции Российской Федерации закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям (ст. 119 Конституции РФ).
Статья 128 Конституции Российской Федерации устанавливает, что судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской
Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.