Законодательный процесс

| Правовой портал "Правопорядок" | Законодательный процесс |
Законодательный процесс

В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.
Законы Российской Федерации принимаются в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе. Под законодательным процессом понимается совокупность действий Федерального Собрания Российской Федерации, в результате которых приобретает юридическую силу и вступает в действие закон.
Порядок деятельности по созданию законов закреплен в Конституции Российской Федерации и регламентах палат. Весь законодательный процесс состоит из нескольких стадий.
Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, т.е. осуществление закрепленного Конституцией за определенными лицами права на предложение об издании закона или на внесение законопроекта в законодательный орган. При этом законодательный орган юридически обязан рассмотреть законодательное предложение и законопроект. В соответствии с Конституцией Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Это право принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции РФ).

Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов, которое представляет собой решение Совета Государственной Думы о необходимости издания закона, включение соответствующего предложения в план законопроектных работ, выработку официального законопроекта. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет или несколько комитетов палаты, один из которых назначается ответственным по законопроекту. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов направляются субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний.
Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе в трех чтениях, если применительно к конкретному законопроекту не будет принято иное решение о количестве чтений. «Чтение закона» означает обсуждение и поэтапное принятие его: «первое чтение» — принятие проекта в принципе, как основы будущего закона; «второе чтение» — принятие проекта как закона; может быть и «третье чтение», т.е. принятие закона после внесения дополнительных поправок, редакционной обработки.
Четвертая стадия — это принятие закона (обычно в результате «третьего чтения», а иногда и «второго чтения»). Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней подается на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).
Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, а постановление об одобрении федерального конституционного закона — большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов палаты. Федеральный закон считается принятым и в том случае, если он в течение 14 дней не был рассмотрен Советом Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации международных договоров, статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию, после чего согласованный проект федерального закона подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за его принятие в прежней редакции проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона Президентом Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент России в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его. В течение этого срока Президент Российской Федерации может также отклонить федеральный закон. Закон в редакции, предложенной Президентом, вновь рассматривается Государственной Думой и Советом Федерации. Однако, если в повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и
депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).
На федеральные конституционные законы право отклонения федеральных законов Президентом Российской Федерации не распространяется. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ст. 108 Конституции РФ).
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен федеральным законом от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».