Президент Российской Федерации: правовой статус, порядок выборов и отрешения от должности, компетенция

| Правовой портал "Правопорядок" | Президент Российской Федерации: правовой статус, порядок выборов и отрешения от должности, компетенция |
Президент Российской Федерации: правовой статус, порядок выборов и отрешения от должности, компетенция

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ст. 80 Конституции РФ).
Президент Российской Федерации избирается на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее десяти лет (ст. 81 Конституции РФ).
Законодательство о выборах Президента Российской Федерации составляют Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», иные федеральные законы.

Законодательство о выборах закрепляет альтернативность таких выборов в качестве обязательного требования. Кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения, при условии поддержки самовыдвижения гражданина группой избирателей (п.1 ст. 6 Закона о выборах Президента РФ). Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок — в поддержку, выдвижения кандидата, соответственно политической партией, избирательным блоком не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительство которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории России, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.
Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, а также избирательный блок, состоящий из тех же политических партий и иных общероссийских общественных объединений, что и избирательный блок, федеральный список кандидатов которого допущен к распределению депутатских мандатов, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. Под федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, понимается федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов на основании официально опубликованных результатов ближайших предшествующих выборам Президента России выборов депутатов Государственной Думы при условии, что официальное опубликование состоялось раньше представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов (п. 2 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ).
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд (ст. 81 Конституции РФ).
Выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки для голосования. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. При повторном голосовании избранным считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
После избрания Президента Российской Федерации осуществляется процедура вступления в должность, которая происходит по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента России, избранного на предыдущих выборах, либо на 30-й день после проведения повторных выборов Президента Российской Федерации и заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке.
В соответствии со ст. 91 Конституции Российской Федерации Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что Президент Российской Федерации не может быть арестован, подвергнут задержанию, привлечен к судебной ответственности, пока он находится на посту.
Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение по истечении срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в ст. 93 предусматривает отрешение Президента России от должности. Отрешение от должности Президента Российской Федерации — это особая процедура реализации конституционной ответственности Президента в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления. Для инициации процедуры отрешения требуется поддержка не менее одной трети депутатов Государственной Думы. Государственная Дума образует специальную комиссию, которая в своем заключении формулирует обвинение против Президента. В самой процедуре отрешения участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд и Конституционный Суд Российской Федерации. На основании заключения специальной комиссии, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда, Государственная Дума выдвигает обвинение в отношении Президента России. Конституционный Суд дает свое заключение о соблюдении установленной процедуры выдвижения обвинения. Совет Федерации отрешает Президента Российской Федерации от должности. Эти вопросы решаются двумя третями и более голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией России наделен широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих возможность выполнять закрепленные за ним функции.
Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации, обладает полномочиями по кадровым вопросам в отношении Правительства России, Центрального банка Российской Федерации, федеральных судов, Генерального прокурора Российской Федерации (ст. 83 Конституции РФ). Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину Российской Федерации, формирует администрацию Президента, назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил России, дипломатических представителей после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями Федерального Собрания (ст. 83 Конституции РФ), назначает выборы Государственной Думы, распускает Государственную Думу в предусмотренных Конституцией России случаях, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 84 Конституции РФ). Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами России (ст. 87 Конституции РФ), вводит в Российской Федерации или на части ее территории чрезвычайное положение (ст. 88 Конституции РФ), решает вопросы гражданства, награждает наградами
Российской Федерации, присваивает почетные и высшие воинские звания, осуществляет помилование (ст. 89 Конституции РФ), издает не противоречащие Конституции и федеральным законам указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ).
Полномочия Президента в отношениях с субъектами РФ как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ лишь в самом общем виде. Они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента, которые с изданием Указа от 13 мая 2000 г. образуют институт полномочных представителей в федеральных округах. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»1 необходимо рассматривать в контексте ранее принятых актов, которыми учреждался и регламентировался институт полномочных представителей Президента Российской Федерации. К ним, в частности, относятся: Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.09.1991 г. №34-рп, «Об утверждении Временного положения о представительствах Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР», Указ Президента Российской Федерации от 05.02.1993 г. №186 «О представителе Президента Российской Федерации в крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге», Указ Президента Российской Федерации от 10.06.1994 г. №1186 «О полномочных представителях Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» Указ Президента России «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации».
Представляется, что изменение территории, в рамках которой осуществляет свою деятельность полномочный представитель, не является существенным в правовом отношении фактором, влияющим на конституционность рассматриваемого института.
Действительно, федеральные округа являются специальными территориальными единицами Российской Федерации, однако они созданы Президентом Российской Федерации для обеспечения исполнения своих полномочий в качестве территорий, в рамках которых осуществляют свою деятельность должностные лица Администрации Президента и функционируют ее структурные подразделения. Учреждение федеральных округов не выходит за рамки конституционных полномочий Президента. Территория федеральных округов состоит из территорий субъектов Российской Федерации, однако, округа нельзя рассматривать как политико-правовое объединение субъектов Российской Федерации.
В рамках федеральных округов не создаются органы исполнительной власти общей компетенции, а также представительные органы государственной власти.
В этом смысле федеральные округа по своему правовому положению аналогичны военным округам, пограничным округам, а также единицам экономического районирования Российской Федерации, в рамках которых также создаются самые разнообразные исполнительные органы государственного управления.
Предполагаемое увязывание структуры территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с делением территории Российской Федерации на федеральные округа не столь однозначно в правовом отношении, с учетом того, что Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти.
Однако, поскольку Президент Российской Федерации наделен правом определять основные направления внутренней политики государства, а также структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, рассматриваемая мера представляется законной. Деление территории государства на федеральные округа, осуществленное в том числе и в целях оптимизации системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, является весьма действенной мерой и может быть расценено как определение основных направлений внутренней политики Российской Федерации.
Таким образом, Президент РФ, разделив территорию Российской Федерации на федеральные округа, действовал в рамках своих конституционных полномочий. Более того, в соответствии с п. 2,4 и 10 Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. №849, полномочные представители Президента Российской Федерации, их заместители и их аппарат находятся в структуре Администрации Президента Российской Федерации. Данный факт представляется определяющим при определении их правового положения. Статьей 83 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Президент Российской Федерации для обеспечения исполнения своих полномочий формирует Администрацию Президента Российской Федерации. При этом он вправе самостоятельно определять структуру данного органа, задачи должностных лиц и структурных подразделений. С учетом изложенного, конституционность института полномочных представителей Президента Российской Федерации не вызывает сомнений.
Кроме того, у полномочных представителей Президента Российской Федерации отсутствуют какие-либо властные полномочия, в основном их функции носят организационный и информационный характер.
Полномочные представители обладают правом властного веления в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц исключительно в отношении получения необходимых материалов по запросу (п. 7 Положения). Однако поскольку это делается в интересах обеспечения конституционных полномочий Президента Российской Федерации, данная мера представляется оправданной и законной.