Конституционно-правовой статус Российской Федерации

| Правовой портал "Правопорядок" | Конституционно-правовой статус Российской Федерации |
Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Российская Федерация — это единое федеративное государство с республиканской формой правления. Она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) на всей территории России, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая закрепляет основы конституционного строя государства и взаимоотношений между личностью, обществом и государством, форму государственного устройства России и характер взаимоотношений Федерации с ее субъектами, форму правления, характер взаимоотношений с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельного решения всех этих вопросов свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти.
характеризуется ее территориальным единством. Российская Федерация имеет свою территорию, которая складывается из территорий ее субъектов и включает в себя сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Территория Российской Федерации образует материальное содержание государственного суверенитета, является пространственным пределом ее власти. На эту территорию распространяется суверенитет Российской Федерации. Она обладает высшей властью в отношении своей территории, ее Конституция и законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Конституция Российской Федерации запрещает на территории России установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она устанавливает статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа. Режим государственной границы регулируется законом Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г., другими федеральными нормативными актами, а также международными договорами и соглашениями Российской Федерации с соседними государствами.
Выход из состава Российской Федерации какой-либо ее части Конституцией Российской Федерации не допускается.
Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является единое гражданство Российской Федерации. Наличие или отсутствие гражданства республик, входящих в состав Российской Федерации, не оказывает влияния на правовое положение гражданина России. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на всей ее территории равными правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
характеризуется наличием общих для всей Федерации органов государственной власти (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Прокуратура РФ), а также единой правовой системы, которая включает: федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления. При этом действует конституционно-правовой принцип федерального приоритета, согласно которому, если федеральный закон и закон субъекта Федерации по- разному регулируют один и тот же вопрос в сфере совместной (конкурирующей) компетенции Федерации и ее субъектов, действует федеральный закон.
Одним из важнейших элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие федеральной собственности. В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к объектам исключительно федеральной собственности отнесены: объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и др.
характеризуется также наличием единой денежной и кредитной систем. Согласно Закону РФ «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 г. денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.
Одним из наиболее важных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации являются Вооруженные Силы Российской Федерации, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, определяют оборонную политику России.
К числу основных элементов конституционно-правового статуса Российской Федерации относится ее право на международные отношения с иностранными государствами, в которых она представляет как интересы Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта. Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной международной правосубъектностью: заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах. Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.
характеризуется закреплением в Конституции России русского языка в качестве государственного языка, который согласно Закону РФ «О языках народов РСФСР» от 25 октября 1991 г. является основным средством межнационального общения народов России, используется в законодательстве, официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д.
Элементами конституционно-правового статуса Российской Федерации, являются ее государственные символы — флаг, герб и гимн, которые в своеобразной форме выражают государственный суверенитет Российской Федерации, а также ее столица — город Москва. Эти вопросы регулируют соответствующие федеральные законы.
выражается также в конституционно закрепленных предметах ведения Российской Федерации реализуемых федеральными органами государственной власти.
Конституция Российской Федерации в ст. 71 закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации.
1. В сфере государственного строительства:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
б) система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; порядок их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
в) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно- исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коммунальное право;
г) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; федеральная государственная служба; основы федеральной политики и федеральные программы в области государственного и национального развития Российской Федерации.
2. В сфере экономического и социально-культурного строительства:
а) федеральная государственная собственность и управление ею; основы федеральной политики и федеральные программы в области экономического, социального, культурного развития Российской Федерации;
б) правовые основы единого рынка; основы ценовой политики; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
в) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
г) федеральные энергетические системы; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
д) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет.
3. В сфере внешних отношений и защиты государственного суверенитета Российской Федерации:
а) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
б) оборона и безопасность Российской Федерации; оборонное производство; порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых, наркотических средств и порядок их использования;
в) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в ст. 72 устанавливает полномочия, которые Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами. Объем полномочий Российской Федерации и субъектов Федерации корректируется договорами и соглашениями о перераспределении полномочий между ними.
В соответствии с Конституцией России, Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий на основании международных договоров, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 79 Конституции РФ)1.