Важнейшей основой конституционного строя Российской Федерации является закрепленная в ст. 1 Конституции республиканская форма правления, которая обусловливает систему высших органов государственной власти, порядок их формирования и деятельности.
во всех своих видах предполагает выборность и сменяемость главы государства. В мировой конституционной теории и практике различают три вида республики: парламентскую, президентскую и полупрезидентскую.
В парламентской республике верховенство в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства (президент) избирается парламентом или специально формируемым органом. Роль президента в формировании правительства, как и в управлении страной, имеет номинальный характер. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Министры назначаются из числа членов парламента и сохраняют в нем свое место. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и остается у власти при условии, что оно пользуется поддержкой парламентского большинства. Правительство несет перед парламентом политическую ответственность. Парламент вправе выразить недоверие правительству, что ведет к отставке правительства. Вместе с тем в парламентской республике возможен досрочный роспуск парламента главой государства. Вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов ставит премьерминистр (например, Италия, ФРГ, Австрия и др.).
В полупрезидентской республике сочетаются черты парламентской и президентской республики. Глава государства (президент) избирается населением и сам формирует правительство, которое ему подотчетно. Парламент может выразить недоверие правительству, но вопрос о его отставке решается президентом. Президент наделен правом роспуска парламента. Министры не могут быть членами парламента. Правительство обладает средствами давления на парламент, который, в свою очередь, имеет элементы контроля над правительством (например, Франция, Польша).
Конституция Российской Федерации не определяет вид республиканской формы правления. Однако закрепленные в Конституции ее признаки позволяют характеризовать Российскую Федерацию как полупрезидентскую республику французского типа со своими особенностями.
Президент Российской Федерации является главой государства, избирается всеобщим голосованием, имеет широкие полномочия в отношении формирования правительства, располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства, может отправить правительство в отставку, обладает правом роспуска парламента. Наряду с президентом в Российской Федерации действует Председатель Правительства и министры, образующие правительство. Председатель Правительства и министры не могут быть членами парламента. Правительство в определенной мере ответственно перед парламентом1.