Экономическая основа

| Правовой портал "Правопорядок" | Экономическая основа |
Экономическая основа

Нормы Конституции Российской Федерации не содержат термина «рыночная экономика». Вместе с тем из ст. 8 следует, что в качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыночных отношений.
В ст. 8 Конституции указывается: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
Таким образом, экономические основы конституционного строя Российской Федерации состоят в следующем:
• единство экономического пространства;
• свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
• поддержка конкуренции;
• свобода экономической деятельности.
Единство экономического пространства означает, что территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами. При этом Конституция указывает, что установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и др. находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

Конституционной гарантией единого экономического пространства является положение о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, которое согласно ч. 1 ст. 74 Конституции означает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для их движения. Речь идет о свободной в пределах всей территории России торговле и банковской деятельности. На основании Указа Президента РФ от 23 декабря 1991 г. любые акты органов власти и решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны, признаются недействительными.
Конкуренция является главной движущей силой рынка и требует государственной поддержки, которая выражается прежде всего в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли. В ч. 2 ст. 34 Конституции подчеркивается, что экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.
Антимонопольная политика государства включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции устанавливает Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г., направленный на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Необходимым условием становления, развития и эффективного функционирования социального рыночного хозяйства является свобода экономической деятельности. Она означает возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Свобода экономической деятельности, закрепленная в ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации, предполагает также свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений.
Материальную основу социальной рыночной экономики составляет собственность. Конституция Российской Федерации исходит из того, что «в Российской Федерации признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). При этом особо подчеркивается, что право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35 Конституции РФ).
Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 35 устанавливает право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно Конституции никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).
Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие государственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь1.