Федеративное государство

| Правовой портал "Правопорядок" | Федеративное государство |
Федеративное государство

Государственное устройство России основывается на принципах федерализма. Это означает, что Российская Федерация как единое сложное государство состоит из нескольких равноправных субъектов, связанных с Федерацией и между собой федеративными государственно-правовыми отношениями, устанавливающими исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию Российской Федерации.
Конституция России в ст. 1 закрепляет федерацию не только в качестве формы государственного устройства, но и как одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
В России федерализм исторически получил выражение прежде всего в государственной организации национальных отношений. Он обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет нации означает ее самостоятельность и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности.
В ч. 3 ст. 5 Конституции указывается: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Из этого следует, что российский федерализм в современных условиях — это не только способ разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством путем его децентрализации. Децентрализация государственной власти обусловливает субъектный состав Российской Федерации, который, кроме национально-государственных, включает также и государственно-территориальные образования.

Согласно Конституции России, субъектами Российской Федерации являются республики (государства), автономная область и автономные округа (государственные образования), имеющие национальную основу, а также края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), имеющие экономикогеографическую территориальную основу (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ).
Республики как государства имеют свою конституцию и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, которые государствами не являются, имеют свои уставы и законодательство (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ).
Содержание ч. 3 ст. 5 Конституции указывает на принципы федеративного устройства России. К ним относятся: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
1. Государственная целостность России обусловлена волей субъектов Российской Федерации к единству для достижения общих целей. Она обеспечивается: целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства; верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России; единым гражданством Российской Федерации; отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации, а также изменения своего конституционно-правового статуса без согласия Российской Федерации.
2. Единство системы государственной власти является одной из важнейших гарантий государственной целостности и проявлений суверенитета Российской Федерации.
В Российской Федерации государственная власть осуществляется системой, в которую входят федеральные органы государственной власти (Президент, законодательные, исполнительные, судебные и прокуратура), а также органы государственной власти субъектов Федерации. Сущность единства системы государственной власти состоит в том, что их совокупная компетенция охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а издание дублирующих и исключающих друг друга предписаний исключается посредством верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России и разграничения предметов ведения и полномочий различных видов органов Российской Федерации и ее субъектов.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации основано на разделении функций государственной власти между законодательной, исполнительной и судебной властями, а также на добровольном конституционном признании субъектами Федерации приоритета целей и задач Федерации, т.е. самоограничении субъектов в их правах.
4. Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации означает равенство их прав, во-первых, во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях, во-вторых, в избрании формы своей государственности. При этом выбор одной из форм государственности не должен вести к разрушению государственного единства и ущемлению прав человека и реализуется только с согласия Российской Федерации.
5. Равноправие субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что в этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, обладают одинаковыми правами. Однако это равноправие не предполагает, что республика имеет одинаковые права, например, с автономной областью. Вместе с тем, безусловно равноправными являются все республики, все области и края, города федерального значения, автономная область, все автономные округа1.