Правовое государство

| Правовой портал "Правопорядок" | Правовое государство |
Правовое государство

В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация является правовым государством.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, сложились еще в Древней Греции и Риме. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в обеспечении и охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (ХУП-ХУШ вв.) эти идеи развивали Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии, Г. Гоббс и Д. Локк в Англии, П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро во Франции, Т. Джефферсон и Т. Пейн в США. В XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, юристов Р. фон Моля, К. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая легла в основу новой государственности. В России теоретическую завершенность концепция правового государства получила в трудах видных правоведов и философов предоктябрьского периода Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, С.А. Котляревского, Г.Ф. Шершеневича, В.М. Гессена, Н.А. Бердяева и др.

Понятие правового государства многомерно. Оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина в экономической и духовной сферах. Однако можно выделить основные признаки, характерные для правового государства.
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Это означает, что сам закон должен быть правовым, т.е. выражать права и свободы человека и гражданина, объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Подзаконные акты, тем более ведомственные, могут лишь конкретизировать и детализировать некоторые положения законов, но не совершенствовать, не подправлять, не изменять закон (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
2. Абсолютный приоритет конституции. Основной закон правового государства — конституция. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.
Верховенство закона, и прежде всего приоритет Конституции, зафиксированный в ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, создает правовую основу для установления в России режима законности и правопорядка. Российская Федерация как полноправный член мирового сообщества признает составной частью своего внутригосударственного права общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
3. Реальность прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его свободного развития. признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность невмешательства государственной власти соответствует праву личности требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях свобода человека выступает как его право — право свободы. Реальное его проявление выражено формулой: «Все, что не запрещено личности, ей дозволено», — и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».
Реальность прав личности обеспечивается, прежде всего, признанием высшего приоритета прав и свобод человека и гражданина, опирающимся на их закрепление в Конституции и законах, а также обязанностью государства соблюдать и охранять их (ст. 2 Конституции РФ).
В Российской Федерации объективные права и свободы, закрепленные в главе 2 Конституции, воплощаются в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Главное же в них — это право личности на положительные действия государства в его интересах: право на жизнь и здоровье, право на личную неприкосновенность и безопасность, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту, свободное передвижение в пределах государственной территории и т.д. В результате правовое государство совмещает в себе субъективные права человека и гражданина и объективный порядок государственной деятельности.
Важнейшей гарантией реальности прав личности служит право на судебную защиту личности от нарушения ее прав в отношениях с государственной властью и между индивидами. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В правовом государстве должна быть обеспечена реальная независимость суда от любых властных, общественных и криминальных структур. Только независимый суд способен эффективно защитить человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.
Принцип независимости суда закреплен в ст. 120 Конституции Российской Федерации. Он обеспечивается положениями ст. 121, 122, 124 и др., в которых установлены положения о несменяемости и неприкосновенности судей, демократические принципы судопроизводства.
Правовым может быть лишь такое государство, в котором обеспечивается и гарантируется равенство всех граждан перед законом. Грубым нарушением равноправия граждан является установление ничем не оправданных привилегий для определенных групп и категорий государственных служащих и должностных лиц, отдельных граждан. Поэтому ст. 19 Конституции устанавливает, что в Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Необходимым условием реализации прав личности является знание гражданами законов, выражающих права и свободы человека и гражданина, определяющих их гарантии, устанавливающих границы дозволенного и запрещенного поведения. В ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации указывается, что закон подлежит официальному опубликованию. «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
4. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На это прямо указывается в ч. 2 ст. 15, а также в ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации.
В правовом государстве обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер ее ответственности, к которым относятся:
• ответственность депутатов перед избирателями (действующим конституционным правом Российской Федерации институт отзыва депутатов, не оправдавших доверие своих избирателей, не предусмотрен);
• ответственность правительства перед представительными органами (в соответствии со ст. 83, 111 и 117 Конституции Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, а на основании ч. 3 и 4 ст. 117 Государственная Дума может выразить ему недоверие);
• дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В любом государстве, в том числе и правовом, нельзя избежать правонарушений. Ответственность личности перед государством также должна строиться на началах законности и справедливости. Применение принуждения в правовом государстве должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
В отношениях ответственности государства и личности соблюдение правовых требований — юридическая обязанность всех, и прежде всего государства. Этим обеспечивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.
5. Организация и осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.
Указанные признаки правового государства являются основными. Практика правовой государственности включает и другие аспекты. Однако все они должны опираться на конкретные законы, только право может лежать в основе любых государственных решений, и особенно — связанных с применением принуждения1.