Демократическое государство

| Правовой портал "Правопорядок" | Демократическое государство |
Демократическое государство

Статья 1 Конституции России устанавливает: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Демократизм выражается в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления.
Демократия, или (в переводе с греческого) народовластие, означает прежде всего принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами.
Народ Российской Федерации как носитель суверенитета осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).
В зависимости от формы волеизъявления народа демократия подразделяется на непосредственную и представительную.
Под представительной демократией понимается осуществление власти народом через выборных полномочных представителей, выражающих волю тех, кого они представляют. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия представляет собой непосредственное или прямое волеизъявление народа путем федеральных, региональных и местных референдумов и свободных выборов. В ст. 3 Конституции Российской Федерации указывается: «Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Референдум — это всенародное голосование по наиболее важным вопросам жизни Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования (местного самоуправления). Решения, принятые референдумом, не нуждаются в каком-либо утверждении и обязательны для применения на соответствующей территории.
Сущность выборов состоит в выдвижении гражданами из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти и прямом волеизъявлении в отношении выдвинутых кандидатов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы государственных органов и органов местного самоуправления являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Важнейшей предпосылкой демократической организации государства является разделение властей. В своем классическом виде теория разделения властей разработана Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга.
Этот принцип определяет верховенство законодательной власти, подзаконность исполнительной и судебной власти. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые ветви предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного государственного режима. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационноправовыми мерами «сдержек и противовесов», которые обеспечивают не только взаимоограничение полномочий в установленных пределах, но и их взаимодействие, а также независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
В ст. 10 Конституции Российской Федерации указывается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых в осуществлении своих полномочий самостоятельны.
Реализация принципа разделения властей в России исходит из ее федеративного устройства. Статья 5 Конституции предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.
Демократия в Российской Федерации строится на основе принципа идеологического и политического многообразия. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13 Конституции РФ), чем должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.
Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий. Его проявлением является деятельность независимых объединений граждан. Важнейшая роль в реализации принципа политического плюрализма принадлежит политическим партиям, выражающим политическую волю своих членов. Необходимым условием политического плюрализма является деятельность других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Признание в Конституции Российской Федерации политического многообразия и многопартийности (ст. 13 Конституции РФ) выступает необходимой предпосылкой не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.
В соответствии со ст. 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения муниципальных образований (городских, сельских поселений и других территорий) осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответственность и в собственных интересах решение вопросов местного значения1.