Заключение

| Правовой портал "Правопорядок" | Заключение |
Заключение

Конституционные нормы в силу своей специфики оказывают существенное влияние на порядок их реализации, предопределяют выбор конкретных способов, форм, приемов достижения целей конституционного регулирования общественных отношений.
Посредством норм и принципов Основного Закона страны решаются не только сугубо юридические, но и более широкие социальные задачи политического, экономического и идеологического характера. Осуществляя системообразующую функцию, Конституция определяет и формирует основные требования к предмету, содержанию, организации и методам отдельных отраслей российского права. Под воздействием Конституции в известной мере формируются поведение человека, его мировоззрение, убеждения, жизненная ориентация.
Государственно-правовое поступательное развитие общества обусловлено постоянным фактором проявления всех свойств и качеств Конституции, выражающих ее способность воздействовать на поведение субъектов права, на установление конституционных правоотношений. Именно в них проявляется социальная сущность Конституции и обеспечивается связь Основного Закона с важнейшими государственными и общественными процессами, своеобразное опосредование конституционной практики. Конституционные правоотношения играют особую роль в механизме реализации Конституции, обеспечивая ее жизнеспособность и реальность.

Исключительно важным обстоятельством, вытекающим из требований положений Основного
Закона, является, в частности, то, что субъекты конституционных правоотношений должны отвечать за свое юридически значимое поведение в установленном порядке и действовать в соответствии с возложенными на них обязанностями, при несоблюдении этих требований они должны претерпевать определенные лишения.
Реализация и эффективность действия Конституции (с учетом значения экономических, политических и других факторов как общих социальных предпосылок) осуществляются посредством установленных организационно-правовых гарантий и процедур, в которых участвуют различные субъекты права. При этом они используют различные средства гарантирования и перевода норм и принципов Конституции в общественную практику.
Особую роль в процессе обеспечения гарантий по реализации конституционных прав и свобод принадлежит Президенту Российской Федерации и Конституционному Суду РФ.
Роль Президента РФ в обеспечении реализации положений Конституции РФ обусловлена его местом в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В соответствии с Основным Законом (ст. 10) эти три ветви власти самостоятельны. В то же время ч. 1 ст. 11 Конституции установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством Российской Федерации, судами Российской Федерации.
Хотя Президент РФ формально не входит ни в одну из указанных трех ветвей власти, в то же время в соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент и Правительство совместно осуществляют обеспечение полномочий федеральной, государственной власти на всей территории Российской Федерации. К тому же Президент является главой государства, а также гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80).
Статус Президента — главы государства — отчасти объясняет, что он прямо не включен ни в одну из ветвей власти. Между тем юридическая наука и практика в подобных случаях признают Президента главой исполнительной власти, «ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти»*(8).
Согласно ст. 125 Конституции ее гарантом, помимо Президента, обладает Конституционный Суд Российской Федерации, который компетентен контролировать конституционность нормативно-правовых актов и самого гаранта Конституции. Будучи одной из ветвей судебной власти, Конституционный Суд Российской Федерации является единственным органом, наделенным правом осуществлять судебный контроль за соответствием нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции Российской Федерации. Он независим, самостоятелен и занимает специфическое место в системе разделения властей. Суд осуществляет свои полномочия, принимает решения, которые обладают высшей юридической силой, являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
*(1) Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 5-6. *(2) При подготовке «Глоссария» кроме Конституции РФ мы использовали толкование правовых институтов и терминов в следующих источниках:
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М., 1995; Международное право (учебник)/Под ред. проф. Ю.М. Колосова и Э.С. Кровчиковой. М., 2005; Анисимов Л.Н., Цыденжанов Б.Ц. Конституция, которой не знала история. Улан-Удэ, 1980; Анисимов Л.Н. Конституционный статус советских граждан и система его гарантий. М., 1979.
*(3) Подробно см.: Анисимов Л.Н. Честь, достоинство, деловая репутация и их правовая защита. М., 2004.
*(4) Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 4. *(5) Более того, сама законность является одним из ведущих принципов права. *(6) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М., 1995. С. 104. *(7) Подробно, например, см.: Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. М., 2004.
*(8) См.: Баглай В.М. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. С. 395.