Глоссарий (толкование основных правовых институтов и терминов)

| Правовой портал "Правопорядок" | Глоссарий (толкование основных правовых институтов и терминов) |
Глоссарий (толкование основных правовых институтов и терминов)

Автономия в Российской Федерации — это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, установленной федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.
Российская автономия образована по национальному признаку, т.е. с учетом национального состава населения, проживающего на его территории, и в зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики, а также других факторов создаются, с учетом мнения населения, различные виды автономии — автономная область или автономный округ.
Длительное время в России автономия осуществлялась в других формах: государственной, которая воплощалась в национальном государстве — автономной республике, и административной, представленной автономными областями и автономными округами.
Государственная автономия обладала более значительным объемом прав, наличием конституции, высших органов государственной власти, законодательства, гражданства. Административная автономия таких признаков не имела.

В настоящее время в Российской Федерации автономия осуществляется только в одной форме — административной. Автономная область, автономные округа образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федерального договора; уставов автономной области и автономного округа.
Активное избирательное право в Российской Федерации — право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане, достигшие 18 лет, имеют право участвовать в выборах.
Равными считаются выборы, когда каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Следовательно, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными.
Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть косвенным и многостепенным. При первом избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права заключается в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.
Тайное голосование означает, что исключается возможность какого либо контроля за волеизъявлением избирателей.
К изложенному следует добавить, что участие граждан Российской Федерации в выборах является добровольным и никто не вправе оказать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.
Безгражданство (апатризм) — представляет такое правовое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства.
В различных правовых системах термин «лицо без гражданства» трактуется по-разному.
Определение безгражданство содержится в ст. 1 Конвенции о статусе апатридов, принятой в Нью-Йорке 28 сентября 1954 г., гласящей: «В настоящей Конвенции под термином «апатрид» подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином какого либо государства в силу его закона».
Слово «гражданин» в этом определении относится к лицу, которому гражданство было предоставлено государством.
Безгражданство может возникать: а) а случае, когда одно государство лишает лицо своего гражданства и не предоставляет ему возможность сразу приобрести гражданство другого государства; б) при утрате гражданства, если данное лицо, вышло из своего гражданства и не приобрело гражданство в другом государстве; в) при изменении гражданства женщины по причине вступления в брак, когда в соответствии с законодательством страны она при вступлении в брак с иностранцем автоматически теряет прежнее гражданство; в определенных случаях вследствие территориальных изменений. На лиц без гражданства полностью распространяется юрисдикция того государства, на территории которого они проживают.
В Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г.) определено, что «лицо без гражданства — лицо не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства» (ст. 3).
Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона, когда главные, ключевые, основополагающие общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Оно означает также утверждение господства закона, т.е. такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения должны подчиняться его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы», — указывается в ст. 15 Конституции РФ.
Власть — это возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других. Власть представляет собой явление социальное. Она появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует в любом таком обществе в силу того, что всякое человеческое общество требует управления, обеспечиваемого различными средствами, включая и принуждение.
С возникновением государства возникает и государственная власть, являющаяся существенным признаком государства. Она не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым государственным аппаратом, представляющим собой совокупность государственных учреждений, реализующих функции государства.
Выборы — представляют собой участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции РФ (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы».
Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ,- свободные, проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Основополагающее в выборах — то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти.
Представители народа (депутаты) избираются в соответствии с конституционными законами. Так, выборы в Государственную Думу осуществляются в соответствии с ФЗ «О выборах депутатов в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 апреля 2005 г. В статье 1 этого нормативно-правового акта, в частности, указывается: «Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: избираются гражданами РФ на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина РФ к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению».
Государственное устройство Российской Федерации — это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеральной формой ее государственных связей с республиками в составе РФ, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.
Государственное устройство РФ — один из важнейших институтов конституционного права РФ, объединенные нормы которого регулируют широкий круг общественных отношений в процессе создания и функционирования Российской Федерации и ее субъектов. Эти нормы содержатся в третьей главе Конституции РФ «Федеральное устройство», определяющей правовые основы статуса Российской Федерации и ее субъектов, дающей полный перечень этих субъектов, устанавливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию Российской Федерации.
Государственный орган Российской Федерации может быть представлен гражданином или коллективом граждан, наделенными государственно-властными полномочиями, уполномоченными государством на осуществление его задач и функций и действующими в установленном государством порядке.
Органы представляют собой один из каналов, посредством которого народ в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3) осуществляет свою власть. Они характеризуются следующими основными чертами:
наделены государственно-властными полномочиями;
образуются в установленном государством порядке;
уполномочиваются государством осуществлять его задачи и функции;
действуют в установленном государственном порядке.
Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных механизмов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов в социальной, культурной и духовной сферах, их перманентного воспроизводства и передачи от поколения к поколению.
Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, организацию и деятельность общественных объединений, сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью как первичную основу человеческого общества.
Именно в рамках гражданского общества реализуется преимущественно большая часть прав и свобод человека и гражданина. В то же время человеческое общество нельзя представлять как мир изолированных индивидов или отдельных коллективов. Оно представляет собой интегральную совокупность, образующую его сущностное единство, состоящее в одновременном существовании в рамках гражданского общества разнородных социальных сил, институтов, организаций и т.д.
Гражданство — это устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями.
Институту гражданства исторически предшествовал институт подданства, означавший подчинение лица монарху. Термин «гражданство» был провозглашен и исторически закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Впоследствии этот институт приобрел международно-правовое значение и стал выражением юридического статуса лица, его государственной принадлежности.
Гражданство как правовое понятие означает совокупность правовых связей между индивидом и государством и указывает при этом на принадлежность лица к определенному государству. Наиболее типичным и прочным видом фактической связи лица с государством является его постоянное проживание на территории государства. В гражданстве аккумулируются как политико-правовые, так и социальные, морально-нравственные и психологические отношения и связи, которые существуют между личностью и государством.
Гражданство следует рассматривать как правовую категорию, связанную с населением государства. Необходимо различать фактическое население, о котором говорится выше, и население в государственно-правовом смысле. К последнему относятся лишь граждане данного государства, и не только те, которые проживают на его территории, но и находящиеся за рубежом. Иными словами, территориально гражданство не ограничено.
С гражданством связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция государства, предполагая ответственность лиц перед государством.
Гражданство предусматривает такой институт, в котором соотносятся нормы гражданского законодательства и международного права. Помимо национального законодательства по вопросам гражданства существует двусторонние и многосторонние соглашения государств, регулирующие вопросы гражданства.
Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства.
Гражданство может быть приобретено по рождению (происхождению), национальности, на основании международного договора и в некоторых случаях путем реинтеграции (восстановления) и пожалования.
Основным способом приобретения гражданства является получение его в силу рождения. Все другие способы встречаются крайне редко. Это вполне объяснимо: основная масса людей, получив гражданство при рождении, не меняет его на протяжении всей жизни.
Утрата гражданства возможна: а) в результате добровольного выхода из гражданства (экспатриции); б) при натурализации, т.е. принудительное лишение гражданства; в) на основании положений международного договора; г) при перемене гражданства в случае натурализации, в связи с вступлением в брак, усыновлением и т.д.
Обладание гражданством предопределяет распространение на данное лицо всех прав и свобод, признанных законом, защиту лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
В настоящее время в Российской Федерации все отношения связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным законом N 62-ФЗ от 31 мая 2002 г. (в ред. от 11 ноября 2003 г., 4 ноября 2004 г.) «О гражданстве Российской Федерации» (далее Закон о гражданстве РФ).
Российское гражданство признается в качестве основ конституционного строя. Конституция определила, что оно является единым и равным (ч. 1 ст. 6). В Основном Законе страны также закреплено, что в ведении Российской Федерации находится гражданство (п. «в» ст. 71).
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их конституциях и соответствующих законодательных актах.
Понятие гражданства сформулировано преамбуле Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство в России — правовое, а не фактически состояние.
Гражданству Российской Федерации свойственны следующие принципы:
принцип равного гражданства (ч. 2 ст. 6 Конституции, ч. 1 ст. 2 Закона о гражданстве);
принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6 Конституции);
принцип невозможности лишения своего гражданства (ч. 2 ст. 1 Закона о гражданстве);
принцип сохранения гражданства России лицам, проживающим за ее пределами (ч. 2 ст. 27 Конституции РФ, ст. 4 Закона о гражданстве);
принцип недопустимости выдачи гражданина Российской Федерации иностранному государству (ст. 61 Конституции РФ);
принцип сохранения гражданства при заключении или расторжении брака (ст. 6 Закона о гражданстве);
принцип приоритета норм международного права по вопросам гражданства (ч. 4 ст. 15 Конституции);
принцип признания двойного гражданства (ст. 62 Конституции РФ).
В соответствии с указанным выше федеральным законом решаются вопросы о приобретении и утраты гражданства.
Двойное гражданство (бипатризм) — это правовое положение лица, свидетельствующее том, что оно является гражданином двух или более государств в соответствии с их законами. Иными словами, приобретение двойного гражданства осуществляется только в силу норм национального законодательства различных государств.
Двойное гражданство возникает: а) при территориальных изменениях; б) при миграции населения; в) в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства; г) в результате смешанных браков и при усыновлении; д) при натурализации, если лицо приобретающее гражданство другой страны, не теряет своего прежнего гражданства, и т.д.
В силу определенных социально-экономических, политических, идеологических и других причин двугражданство признается в ряде государств мира, например, в Англии, Армении, Бангладеш, Белоруссии, Германии, Израиле, России, Франции, некоторых странах Латинской Америки и т.д.
Двугражданство, с одной стороны, создает для государства определенные социально-экономические и политические преимущества, а с другой — нарушает оптимальный режим регулирования правового статуса индивида и может негативно отражаться на отношениях других лиц в обществе с бипатридами. Бипатрид имеет возможность пользоваться правами государств, гражданство которых он имеет. Одновременно он имеет и двойную обязанность. В рамках таких правоотношений могут возникать коллизии и межгосударственные проблемы.
Конституция РФ (п. 1 ст. 62) гласит: «Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации».
Данное конституционное положение закреплено в Федеральном законе N 62-ФЗ от 31 мая 2002 г. (в ред. от 11 ноября 2003 г.). Еще по ранее действующему Закону о гражданстве РФ 1991 г. в соответствии с Конституцией РФ между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан 7 сентября 1995 г. было подписано Соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства.
Демократия — (греч. — народовластие, от demos — народ, kratos — власть) — форма (разновидность) общественной власти, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация — демократическое государство. Его демократия находит выражение прежде всего в обеспечении народовластия; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологическое и политическое многообразие; местного самоуправления.
В статье 3 Конституции РФ указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашена государством народовластия, т.е. демократическим государством.
Диспозитивные нормы — такие нормы, в рамках которых субъекты конституционного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств. Они предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий.
Достоинство — самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения.
Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных, в частности, с точки зрения потребностей общества. В своем органическом единстве эти личные качества (достоинство) и составляют то, что принято называть личным достоинством*(3).
Можно утверждать, что в наиболее общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная значимость того или иного лица.
К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это «именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство»*(4).
В Конституции Российской Федерации на этот счет сказано (п. 1 ст. 21): «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
Закон (в собственном юридическом смысле) — нормативный акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы составляют основу системы права государства.
В соответствии с Конституции РФ 1993 г. предусматривается принятие Государственной Думой федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:
1) по юридической силе;
2) по предметам ведения, которые в них затрагиваются;
3) по порядку принятия;
4) по возможности применения в отношении их отлагательного вето Президента РФ.
Субъекты РФ в соответствии с гл. 3 Конституции РФ также в праве принимать законы в пределах
их полномочий и на территории соответствующего субъекта. Они обладают верховенством и обязательны к исполнению всеми физическими и юридическими лицами.
Законность — неуклонное исполнение правовых законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, общественными организациями и гражданами, т.е. всеми субъектами права. Важнейшими чертами законности является всеобщность и неразрывная связь с правом, юридическими нормами. Основными требованиями законности, как юридическими инструментами воплощения в жизнь общих принципов права (справедливость, гуманизм, социальное равенство)*(5), является:
верховенство закона по отношению к другим правовым актам;
единство понимания и применения законов на всей территории их действия;
равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность
следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом);
осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
недопустимость противопоставления законности и целесообразности, потому что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью;
предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.
Соблюдение законности осуществляют специальные правоохранительные органы: суды, прокуратура, арбитраж, милиция, органы государственной безопасности и др.
Важное место в системе правоохранительных органов принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства. Любые незаконные действия субъектов права могут быть обжалованы в суде.
Органы прокуратуры осуществляют высший надзор за состоянием законности.
Конституционный контроль за состоянием законности осуществляют конституционные суды. В России эту функцию в соответствии со ст. 125 Конституции РФ осуществляет Конституционный Суд Российской Федерации.
Запрещающие нормы — содержат в своих предписаниях запреты на совершение предусмотренных в них определенных действий. В частности, ст. 13 Конституции РФ предусматривает запрещение создания и деятельности общественных объединений по указанным в ней основаниям.
Избирательная система Российской Федерации представляет собой порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Избирательное право в Российской Федерации — это совокупность конституционно-правовых норм, определяющих порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления. Оно образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, его важнейший институт. Термин «избирательное право» употребляется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как определение одного из субъективных конституционных прав граждан — право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Избирательные комиссии — это комиссии, организующие проведение выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами России в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления.
Избирательные комиссии в Российской Федерации призваны обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создается несколько территориальных комиссий); участковые избирательные комиссии.
Императивные нормы — такие нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения и не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.
Иностранец — это лицо, которое не имеет гражданства государства пребывания и состоит в гражданстве другого государства.
В некоторых международно-правовых и внутригосударственных актах используются термины «иностранцы» и «иностранные граждане».
Понятие «иностранец» может быть применено в широком и узком смыслах. В первом случае к «иностранцам» относятся все лица, которые не являются гражданами государства-пребывания, во втором — лица, находящиеся на территории страны, но не имеющие гражданство другого государства.
Правовой статус иностранцев представляет собой совокупность их прав, свобод и обязанностей в государстве пребывания, гарантированных этим государством с учетом международно-правовых стандартов в области прав человека. Между иностранцем и страной его пребывания устанавливается как бы временная правовая связь, которая может быть прервана самим иностранцем или органами власти данной страны в любое время.
Правовое положение иностранцев определяется рядом международно-правовых принципов, как- то: принцип распространения на иностранцев юрисдикции страны пребывания; принцип недискриминации; принцип наличия обязательств в отношении страны пребывания; принцип защиты иностранца государством его гражданства или домицилия; принцип защиты прав и интересов государством пребывания.
В Федеральном законе N 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сказано, что «иностранный гражданин — физическое лицо, не являющиеся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства» (ст. 2).
В законодательстве ряда других государств термин «иностранец» чаще всего определяется в широком смысле, т.е. в эту группу объединены, по меньшей мере, иностранные граждане и лица без гражданства. В соответствии с п. 2 ст. 2 упомянутого Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Законы ряда государств содержат положения о том, что государство принимает на себя обязательства по защите находящихся на его территории иностранцев. В Федеральном законе РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на этот счет сказано, что иностранные граждане пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Источники конституционного права — это определенная форма (вид) правовых актов, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
Источниками конституционного права, как и других отраслей являются только действующие в данный период времени правовые акты.
Установление конституционно-правовой нормы в том или ином виде нормативно-правового акта осуществляется не произвольно и обусловлено необходимостью установления определенных конституционно-правовых отношений. Это также диктуется потребностью придать норме более или менее высокий уровень юридической силы (значимости), условиями ее действия в пространстве (территориальный масштаб), установленным порядком разграничения компетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы. Указанные обстоятельства предопределяют соответствующие различные виды источников (законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.). Источником, имеющим высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, является Конституция РФ.
Конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Таким образом конституционно-правовые отношения возникают в результате воздействия правовых норм на общественные отношения. Вследствие этого устанавливаются юридические связи между соответствующими субъектами, при которых один субъект обладает определенными правами, а второй — корреспондирующими им обязанностями, или оба обусловлены взаимными правами и обязанностями. Именно через правоотношения реализуются нормы права. Возникновению конкретного конституционно- правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридические факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы.
Конституционный строй — это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в Конституции, которая обеспечивает подчиненность его праву и характеризует его как конституционное государство.
Конституционный строй России включает целую систему общественных отношений, и в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли права и законодательства, а все отрасли российского права и законодательства. Разумеется, определяющая роль среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит Конституции РФ.
Характер конституционного государства Российской Федерации обеспечивает основы конституционного строя.
Конституция — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.
Этим признакам общего понятия соответствует и действующая Конституция РФ, принятая в 1993 г. Она по своей сущности как конституция правового демократического государства является демонстрацией воли многонационального народа Российской Федерации, выраженной путем всенародного голосования, воли, нацеленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценности человека, его прав и свобод.
Народовластие как форма государства и способ правления означает принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ).
В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Население — это совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции. В понятие населения любого государства входят: а) граждане данного государства (основной состав населения); б) иностранные граждане; в) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды); г) лица, не имеющие гражданство (апатриды).
Правовое положение населения любой страны регулируется внутренним законодательством — конституциями, законами о гражданстве и другими нормативными актами государства. Вместе с тем имеется определенная группа вопросов, которые регулируются на основе международно-правовых норм и принципов, например, режим иностранцев, защита национальных меньшинств и коренного населения.
В принципе, все население государства находится под его юрисдикцией.
Существует целый ряд универсальных международных документов, которые являются основой для широкого признания прав всех категорий населения любого государства.
Непосредственная демократия — это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо других групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции РФ (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы».
Норма права — общеобязательное санкционированное государством правило поведения, являющееся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений и обеспечивающееся принудительной силой государственной власти. Норма права выражается как в том, что субъект права действует в соответствии с ее предписанием или требует от других лиц соответствующего поведения, так и в том, что нарушение ее требований вызывает применение мер воздействия государства в лице его органов к правонарушителю.
Регулируя определенный вид общественных отношений и представляя собой типовой масштаб поведения людей, норма права носит общий характер и этим отличается от правовых предписаний индивидуального характера. Так, статьи Конституции РФ формируют правовые нормы, в то время как решение суда, основанное на этих нормах, является индивидуальным актом и относится к конкретным лицам. Нормы права касаются неопределенного круга лиц и органов и не ограничиваются однократным использованием, а действуют постоянно и исполняются многократно, во всех случаях, когда налицо условия, предусмотренные этой нормой права.
В праве имеются нормы положительного регулирования, устанавливающие права и обязанности позитивного свойства (т.е. возможность либо необходимость что либо делать), а также правоохранительные нормы (обеспечивающие действие других норм и устанавливающие меры ответственности за их нарушение), нормы-определения, нормы-принципы и др.
Нормы права классифицируются по различным основаниям. Одна из таких классификаций норм права — это отрасли права. Помимо конституционного права, имеются нормы гражданского, трудового, уголовного права и др., можно выделить нормы материального права и процессуального права, а также основные (предусматривают общие исходные положения регулирования отдельных отношений) и конкретизирующие нормы права (развивают исходные положения, регламентирую более конкретные, частные вопросы на основе и в рамках общих норм права).
В зависимости от действия в пространстве нормы права делятся на нормы права общего действия (действуют на всей территории, на которую распространяется компетенция органа, издавшего норму) и нормы права местного действия (действуют на определенной, указанной в самом акте местности).
По действию во времени различаются нормы постоянного действия и временные, по действию по лицам — общие (касающиеся всех граждан или всех юридических лиц и тд.), специальные (распространяют свое действие на четко ограниченный круг лиц, органов организаций и т.д.).
Имеет значение также деление норм права на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Нормы права также делятся на императивные (точно определяющие права и обязанности субъектов права), диспозитивные (действуют в случае, если стороны правоотношения не установили свои права и обязанности путем соглашения) и бланкетные (отсылают к установленным в других актах правилам).
Юридическую норму (норму права) называют формой права, структура которой объединяет три элемента (составные части): гипотезу, диспозицию и санкцию.
Обязывающие конституционно-правовые нормы содержат положения об обязанностях субъектов соотносить свое поведение, свои действия с правилами данной нормы, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых не допустим иной вариант действия, кроме того, который предусмотрен в норме. К примеру, Президент РФ обязан в соответствии со ст. 107 Конституции РФ подписать и обнародовать закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ он одобрен в ранее принятой редакции.
Основы конституционного строя — это главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.
Согласно Конституции РФ (ст. 1) к числу актов конституционного строя относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству, и в частности: демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделение властей; идеологическое и политическое многообразие; признание и гарантирование местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. С экономических позиций такой основой сегодня является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого преимущественно осуществляется производство и распределение благ.
Пассивное избирательное право в Российской Федерации — право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Это право является всеобщим, ибо по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, гражданин России может быть избран в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами России пассивного избирательного права, связанные с достижением ими определенного возраста или сроком их проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Установленный минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации, 30 лет при выборах главы (президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать один год.
Право — это система общеобязательных социальных норм, устанавливаемых и охраняемых силой государства и определяющих меру поведения. В тесной связи с государством заключается основное отличие права от морали. С помощью права социальные силы, держащие в руках государственную власть, регулируют поведение людей и их коллективов, закрепляют в качестве обязательных определенный круг общественных отношений. Основными признаками права являются нормативность, общеобязательность и обеспечение реализации возможностью государственного принуждения. Государство участвует в реализации права, правовые нормы распространяют свое силовое поле и на государство, превращая его в одно из субъектов правоотношения.
Взаимодействие государства и права протекает не всегда мирно. Относительная самостоятельность государства от общества позволяет ему принимать противоправные решения, в том числе и путем издания противоправных законов, т.е. противоречащих праву. Об этом свидетельствуют, в частности, миллионные факты сталинских репрессий и безнаказанность государства, в том числе большевистских властителей, присягнувших диктатору-преступнику.
Можно и должно говорить о правовых основах политики, но нельзя — о политических основах права. Право — феномен не политический. Политикой является лишь правотворческая деятельность государства и ее результаты — законы и иные нормативные акты государственной власти.
Правовое государство — такое, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение власти, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством. Его главная идея состоит в связанности государства правом, гарантирующей предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, обеспечение защиты граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.
Правовое государство характеризуется, прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, требующими и обеспечивающим подчинение им всех без исключения государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан. Важнейшим принципом правового государства является верховенство закона.
Правовое государство — это непременно конституционное государство как практическое воплощение правового государства, так как конституция является центром правовой системы и на ее базе строится механизм законности в таком государстве. «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст. 15 Конституции РФ).
Господство закона является неотъемлемым признаком правового государства. Поэтому подлинно правовым может быть лишь такое государство, в котором обеспечено равенство всех граждан перед законом.
«Правовое государство, — справедливо и объективно отмечают профессор Е.И. Козлова и профессор О.Е. Кутафин, — не является самоцелью. Оно представляет собой социально-исторически обусловленную всеобщую форму выражения организации, упорядочения и защиты свободы и равенства в общественных отношениях людей. Содержание и характер этой свободы, ее широта и объем, ее структура или, иначе говоря, ее количество и качество определяются достигнутым уровнем развития общества. Этим уровнем определяется и степень равенства между людьми»*(6).
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Россия, будучи полноправным членом мирового сообщества, на конституционном уровне закрепила теперь принцип приоритета международных правовых норм над внутригосударственными. Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Таким образом, при рассмотрении в правовом государстве, в том числе а России, вопроса о коллизии национальных и международных правовых норм необходимо считаться с общепризнанным в практике международных отношениях принципом, согласно которому, государство, ратифицировавшее международный договор, должно выполнять свои обязательства, причем ссылки на внутреннее законодательство не могут освободить его от выполнения обязательств. Правовое государство призвано обеспечить такие регулируемые законы взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица должны служить обществу и эффективной реализации интересов личности. Отсюда приоритет личности в ее отношениях с государством.
Однако сущность правового государства не сводится только к защите прав и свобод человека и гражданина. Принцип правового государства преследует двойную цель: в равной мере ограничивать и обеспечивать деятельность государства. В результате правовое государство предстает как сочетание субъективных прав человека и объективного порядка государственной деятельности.
Вместе с тем провозглашенная Конституцией правовым государством Российская Федерация по существу в полной мере таким государством пока не является. В ней еще не обеспечено верховенство закона. Граждане России далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.
Правоотношение — это такое общественное отношение в котором стороны связаны между собой взаимными правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение — та мера внешней свободы, которая представляется его участникам нормами объективного права.
Правоотношение представляют собой такую форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм. Следовательно, посредством правовых отношений требования правовых норм воплощаются в жизнь.
Конституционно-правовые отношения обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, независимо от того, нормами какой отрасли они порождаются.
Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:
во-первых, они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;
во-вторых, им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно- правовых (конституционных) отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений;
в-третьих, конституционно-правовые отношения характеризуются сравнительно большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений.
Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которой является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Круг субъектов конституционно-правовых отношений достаточно широк. К ним, в частности, относятся: народ, государство — Российской Федерации и его субъекты, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии и т.д.
Правопорядок — это общественный порядок, закрепленный юридическими нормами.
Правопорядок — результат реализации юридических норм, проведение в жизнь принципа законности. Понятие правопорядка ?уже понятия общественного порядка, хотя и является одной из его основных составляющих частей. Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном государстве порядке. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений, правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями. Правопорядок предполагает также решительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, применение норм государственного принуждения к правонарушителям, восстановление нарушенных субъективных прав. Таким образом, правопорядок — воплощение законности в конкретных общественных отношениях, урегулированных правом.
Правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-экономическая, и культурно-нравственная, и идеологическая, и политическая.
В демократическом, правовом государстве правопорядок предполагает наличие действенных гарантий охраны права граждан и обеспечение исполнения юридических обязанностей; он основан на добровольном и сознательном соблюдении правовых норм подавляющим большинством граждан.
Право социального обеспечения — это совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс общественных отношений, касающихся материального обеспечения и предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в социальной поддержке в пределах государственных стандартов, а также тесно связанные с ними отношения процедурного процессуального характера.
Право социального обеспечения в настоящее время представляет собой самостоятельную отрасль права Российской Федерации, отпочковавшуюся от норм трудового, административного, финансового, колхозного права.
Предмет права социального обеспечения этой отрасли права может быть конкретизирован при рассмотрении пенсионных отношений, а также отношений по каждому виду пособий и оказанию различных социальных услуг. Во всяком случае это право находится в контексте главы 2 Конституции Российской Федерации, именуемой «Права и свободы человека и гражданина». В то же время в ст. 2 Основного Закона констатируется, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).
Так, в ст. 10 Федерального закона РФ от 22 апреля 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на этот счет сказано: «Граждане Российской Федерации, политические партии и иные общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законом формах и законными методами». И далее говорится, что под предвыборной агитацией в данном Федеральном законе понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной компании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него.
Государство гарантирует гражданам России, политическим партиям и иным общественным объединениям свободу проведения предвыборной агитации согласно их волеизъявлению и в соответствии с федеральными законами.
Предвыборная агитация в Российской Федерации может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Распространение анонимных печатных материалов запрещается.
Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, призванных принимать решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.
При этом каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В ст. 5 Конституции РФ указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основывается на единстве системы государственной власти. Согласно ст. 11 Конституции РФ в единую систему государственных органов Российской Федерации входят органы государственной власти России и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.
Принцип разделения властей — один из основополагающих принципов организации государства, важнейшая предпосылка верховенства права и обеспечение свободного развития человека. Его сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, должны осуществляться различными органами, независимо друг от друга и сдерживающими друг друга (теория Д. Локка и Ш. Монтескье).
Для обеспечения свободы, согласно этому принципу, недостаточно одного лишь распределения властей между различными органами. Необходимо, кроме того, чтобы эти органы находились во взаимном равновесии для того, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над другим, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательства на его самостоятельность со стороны другого.
При соблюдении рассматриваемого принципа различные власти не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи и взаимодействуют друг с другом.
Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы ее реализации достаточно разнообразны.
Разделение властей — один из основных принципов действующей Конституции РФ 1993 г. (ст. 10), в ней установлено, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.
Ратификация — (лат. ratificatio, ratus — утвержденный и facio — делаю) — окончательное утверждение международного договора высшим органом государства или его главой. Ратификация воплощается в двух различных актах: международно-правовом (ратификационная грамота) и внутригосударственном нормативном акте (закон, указ). В международно-правовом плане ратификация наиболее авторитетно закрепляет окончательное согласие государства на обязательность для него ратифицируемого договора. Во внутригосударственном плане ратификация придает договорным нормам внутригосударственную юридическую силу.
Процедура ратификации в различных странах неодинакова, она определяется внутренним законодательством каждого государства. Во многих странах глава государства, прежде чем совершить ратификацию, должен получить согласие парламента. Как правило, в парламентском одобрении нуждаются договоры политические, об изменении границ, о взаимной помощи, о финансовых обязательствах, мирные договоры и некоторые другие.
Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., согласие на обязательность договора выражается ратификацией, если: 1) договор предусматривает, что такое соглашение выражается ратификацией; 2) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; 3) представитель государства подписал договор под условием ратификации; 4) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров. Однако Конвенция не определяет, какие конкретно договоры подлежат ратификации.
Международные договоры РФ ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает внесенный Президентом РФ или Правительством РФ на ратификацию международный договор (ст. 106 Конституции). После обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального договора. Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту РФ для подписания и опубликования.
Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации. Федеральный закон «О международных договорах РФ» 1995 г. включает в этот перечень следующие виды договоров Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о границах; г) по вопросам обороноспособности и др.
Одновременно с принятием решения о ратификации международного договора составляется ратификационная грамота, имеющая три части: а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор; б) основную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлением, если они сделаны; в) заключительную, содержащую заявление о неукоснительном и добросовестном выполнении договора.
Республиканская форма правления в России, определяющая организацию высших органов государственной власти и порядок их деятельности, установлена в соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации. Главным определяющим признаком такой формы правления является выборность главы государства. Этим главным признаком республиканская форма правления отличается от монархии, характеризующейся наследованием статуса главы государства.
Конституция РФ, устанавливая республиканскую форму правления в России, одновременно закрепила следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с незыблемостью гражданских свобод; формирование государственных органов на основе свободных выборов и на определенный ограниченный срок и т.д.
Различают два вида республики — президентскую и парламентскую. Главная отличительная особенность президентской республики состоит в том, что в руках Президента соединены полномочия главы государства и главы правительства. Другими отличительными особенностями президентской республики является внепарламентский метод избрания Президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.
Российской Федерации, как и некоторым другим государствам, присущи черты парламентской и президентской республики. Это находит свое выражение в установлении сильной президентской власти при сохранении ряда типичных признаков парламентской формы (наличие председателя (премьер- министра) правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти правительства Федеральным Собранием РФ (парламентом) и роспуск парламента Президентом РФ).
С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно движется в сторону усиления черт президентской республики.
Референдум Российской Федерации (всероссийский референдум) — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции РФ (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы».
Кроме всероссийских референдумов, могут проводиться республиканские (республик в составе РФ), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.
Светское государство — таковое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.
В светском государстве религия, ее каноны и догмы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе вмешиваться во внутренние дела государства, оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие формы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светском характером образования (отделение школ от церкви).
Противоположностью светскому государству является теократическое государство, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Таким государством является Ватикан.
Во многих странах узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Так, в Англии такой религией является англиканская, в государстве Израиль — иудейская и т.д. В некоторых государствах провозглашено равенство всех религий (Италия,
Япония и др.). Разумеется, статус таких религий открывает им возможность оказывать известное влияние на устои государства.
Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона о свободе вероисповедания.
Сложное (классическое) государство — это федерация, состоящая из отдельных территориальных единиц — субъектов федерации, которые пользуются определенной политико-правовой самостоятельностью.
Степень самостоятельности субъектов федерации чаще всего определяется основными законами федерации — конституцией, федеральными законами, федеральными договорами, относящимися к разграничению предметов ведения и взаимному делегированию полномочий между федерацией и ее отдельными субъектами, в том числе и в международной сфере.
Федеративные государства характеризуются и тем, что наряду с федеральной конституцией и законодательством в них могут иметься (и, как правило, имеются) конституции и законодательство входящих в их состав субъектов. Наряду с наличием высших государственных органов, гражданства, территории федерации, включая территорию вошедших в ее состав субъектов, эти субъекты имеют и систему своих высших государственных органов, собственное гражданство, свою территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия. Они могут также иметь свои государственные символы.
В настоящее время в мире существует немало различных федераций, включая такие государства, как США, Индия, Бразилия и т.д.
Что же касается РФ, то она характеризуется рядом особенностей, значительно отличающих ее от других федераций. Россия не является федерацией, созданной путем объединения нескольких государств. Она была создана посредством образования в ее составе автономных национально- государственных образований народов, населяющих территорию России, которые и были признаны ее субъектами.
Порядок образования Российской Федерации носит не договорно-правовой, а конституционно- правовой характер. Субъектами РФ в настоящее время являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения.
Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. К ним, согласно Конституции РФ (ст. 5), относятся государственная целостность РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов в РФ; равноправие субъектов России во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая регулирует отношения между ним и населением страны, между различными социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, с необходимостью обеспечения повышения благосостояния граждан, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Социальная политика представляет собою также совокупность мер, воздействующих на демографическую ситуацию, занятость населения, пенсионные и другие формы социального обеспечения, социальное обслуживание населения, на деятельность отраслей социальной сферы, а также обеспечивающих целевую государственную и благотворительную помощь наиболее незащищенным, социально уязвимым и малоимущим слоям населения. В эту систему входят и меры, направленные на создание условий для самозащиты граждан с целью поддержания и повышения уровня благосостояния их семей. В широком смысле в практическом плане государство осуществляет свою социальную политику посредством социальной защиты населения.
Социальная помощь — система государственных мер по оказанию различных видов помощи отдельным остро нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержка их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Основные виды и формы социальной помощи устанавливаются на региональном уровне с учетом имущественного положения и фактора нуждаемости соответствующих категорий граждан. Они включают: а) денежную помощь; б) натуральное обеспечение; предоставление предметов первой необходимости; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания и др.; в) гуманитарную помощь; г) услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры социально- психологической помощи, дома интернаты, организация надомного социально-бытового обслуживания на платной или бесплатной основе, предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг и др.; д) правовую помощь (охрана прав и законных интересов, защита в суде и т.д.); е) психологическую помощь; ж) профориентацию (помощь в трудоустройстве, консультации по выбору профессии); з)
информационную помощь и др.
Основные принципы социальной помощи: адресность; гарантированность; дифференцированный подход при определении нуждающихся граждан, размера и вида помощи и др.
Социальная справедливость — это один из составляющих элементов гарантий Конституции РФ по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека. В распределительных отношениях — это соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценка со стороны общества и государства. В данном случае социальная справедливость соотносится со свободой труда, которая является важным элементом свободы человека и гражданина.
Свободы труда заключаются в том, что каждому обеспечено право на труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 2 Трудового кодекса РФ, ст. 37 Конституции РФ), т.е. добровольно и самостоятельно решать вопрос о своей деятельности, начиная с принципиального вопроса: заниматься трудовой деятельностью или нет. Российская Конституция и Трудовой Кодекс РФ не предусматривают юридической обязанности трудиться. И вместе с тем каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию. Свободы труда гарантируются запрещением принудительного труда (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, ст. 4 ТК РФ).
Социальная справедливость в сфере трудовых отношений соотносится с принципом обеспечения каждого на справедливые условия труда, выражает одну из важнейших целей трудового законодательства, предусматривающего создание благоприятных условий труда (ст. 1 ТК РФ). При этом каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой либо дискриминации и не ниже установленного размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Эти и другие конституционные положения о социальной справедливости в сфере трудовых отношений нашли свое закрепление в Трудовом кодексе РФ (статьи 91-99, 110-119, 219, 220).
В отношениях принуждения со стороны государства, ответственности справедливость также означает соответствие между мерой наказания и мерой нарушения. В сфере управления справедливость состоит в установлении минимально необходимых пределов власти и гарантий для управляемых о недопустимости злоупотребления властью. К тому же граждане сами участвуют в управлении посредством выборов из своей среды для осуществления принадлежащей народу власти путем прямого волеизъявления. И этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством предоставляется самим гражданам, которое они реализуют посредством активного и пассивного избирательного права и т.д.
В правовом, демократическом, социальном государстве справедливость посредством нормативного закрепления должна внедряться во все сферы общественных отношений во все отрасли законодательства.
Социальное государство понимается как государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство в том понимании, которое вытекает из Конституции Российской Федерации, означает стремление лишь к максимально возможному распределению жизненных тягот. Оно призвано обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум, когда взрослый трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать для обеспечения достойной жизни на себя и на содержание своей семьи. По окончании же трудовой деятельности государство должно обеспечить его социальную защиту.
Социальное обеспечение современного периода определяется как совокупность отдельных правовых актов, мероприятий и учреждений, целевое направление которых направлено на поддержание устойчивости имущественного положения определенных слоев населения и его социальную защиту от возможных негативных последствий в условиях становления различных отношений, т.е. от опасности социального риска.
Социальное обеспечение осуществляется за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.
Социальное обслуживание — деятельность по оказанию различных материальных видов помощи и социальных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях лицам преклонного возраста, инвалидам, а также малообеспеченных семьям с детьми и иным нуждающимся гражданам. К социальному обслуживанию относятся:
обеспечение и обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
помощь на дому;
врачебно-трудовая экспертиза;
профессиональное обучение, переобучение и трудоустройство лиц с ограниченной трудоспособностью;
обеспечение социальными средствами передвижения;
предоставление льгот по медицинскому обслуживанию;
другие виды помощи за счет федеральных, территориальных и благотворительных средств.
Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками или их представителями, работодателями или их представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях предусмотренных законодательством.
Социальное партнерство — это результат компромисса между узаконенными сторонами, предусматривающий решение не политических, а задач экономического и социально-трудового характера. Одной из главных задач является, к примеру, такая, как трудоустройство граждан, а также их защита при выходе, в частности, по возрасту или по иным причинам из трудового состояния.
Социальное партнерство, в соответствии со ст. 26 Трудового кодекса РФ, может осуществляться на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях, а также на локальном уровне в пределах организации (предприятия, учреждения), устанавливающей конкретные обязательства между работниками и работодателями.
Для осуществления социального партнерства на всех уровнях на равноправной основе образуются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ).
Суверенитет государства (государственный суверенитет) — это верховенство государства в пределах своей территории самостоятельно и независимо от власти других решать свои функции на его территории и за ее пределами во взаимоотношениях с другими государствами.
Верховенство государственной власти проявляется в том, что она определяет весь комплекс правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. В буквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова supraneitas (от supra — выше), означает то свойство власти, в силу которого она является «высшей», т.е. ее верховенство. Однако верховенство не означает неограниченность власти, ибо в конституционном государстве она всегда ограничена правом.
Обладание суверенитетом делает государства юридически равными между собой, обеспечивает им в рамках мирового сообщества независимость и самостоятельность.
Российская Федерация как суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью. Она заключает межгосударственные и иные международные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, региональных государственных и межгосударственных союзах.
Суверенитет нации, обеспечиваемый российским федерализмом, означает ее самостоятельность и независимость в решении вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности.
Федеративное государственное устройство России обеспечивает также свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории Российской Федерации. Оно нашло свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов России — республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании иных форм национальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.
Унитарное (простое) государство — представляет собой единое государственное образование с единой системой высших органов государственной власти и управления. Они не имеют в своей внутренней территориальной структуре других государств.
Отдельные области и регионы таких государств могут обладать внутренней автономией и пользоваться некоторыми правами в области внешних сношений. Тем не менее они остаются интегрированными частями унитарного государства. Иными словами, унитарное государство делится, как правило, на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т.д.), из которых складывается его административно-территориальное устройство.
Управомочивающие конституционно-правовые нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют режим этих полномочий.
Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (ст. 71-73, 83-90 Конституции РФ). В качестве управомочивающих норм могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы- принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Хотя они и обращены к неограниченно широкому кругу субъектов и содержат установления, сформулированные в достаточно общей форме, в то же время их предписания закрепляют правомочия всех субъектов тех или иных отношений действовать в соответствии с предусмотренными в них предписаниями.
Честь — это общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных, моральных качеств личности (гражданина). Она является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода. Человек, дорожащий своей честью, соизмеряет ее со своим добрым именем и совестью. При определении понятия «честь» различают два ее аспекта — объективный и субъективный. Та или иная оценка деятельности индивида коллективом, обществом, признание его положительных качеств и заслуг воспринимается как нечто объективное, выступает как этическое благо, как оценочная категория направленная от общества к личности*(7). Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественную его оценку с учетом существующей морали и устоев в этом обществе.
Что же касается субъективной, личной стороны понятия «честь», то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе негативные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями.
Гражданин пользуется и внешней честью, исходящей от государства. Предметом уважения со стороны государства является гражданин как таковой, гражданин вообще. Вопрос о степени уважения, оказываемого государством, разрешается в Основном Законе — Конституции. В каждом государстве, безусловно, степень эта различна, как и различна она в разные исторические периоды какого-либо государства.
Как правило, государство интересуют поступки людей постольку, поскольку ими затрагивается его право. Уважение со стороны государства к гражданам отличается от уважения людей друг к другу. В уважении одними людьми других существует множество различных вариантов и суждений; в уважении государства существует только одна гражданская часть, которая оказывается в равной мере каждому лицу и которой лишают в случае уголовного наказания. С этой точки зрения гражданская честь адекватна внешней чести.
Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации представляет собой находящееся в стадии развития социальное рыночное хозяйство, в условиях которого производство и распределение товаров и благ осуществляется преимущественно посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные субъекты хозяйствования. Органы государственной власти России поддерживают эту конкуренцию, а также принимают меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляют соответствующий контроль.
«В Российской Федерации, — указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 8), — гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
Юридический факт — это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Событие происходит независимо от воли субъекта. Действия в свою очередь могут быть разграничены на юридические акты и юридические поступки.