§2. Защита прав коммерческих организаций

| Правовой портал "Правопорядок" | §2. Защита прав коммерческих организаций |
§2. Защита прав коммерческих организаций

при проведении государственного контроля (надзора)
Во взаимоотношениях коммерческих организаций и органов публичной власти по вопросу проверок подконтрольно-надзорных объектов имеется немало проблем. Все они, как правило, обусловлены: а) незнанием и несовершенством законодательства, регулирующего процедуру инспектирования организаций; б) противоречивостью требований безопасности к объектам торгового назначения; в) неумением сторон «безболезненно преодолевать» имеющиеся споры и коллизии. В этой связи возникает объективная необходимость осветить некоторые аспекты проблематики и предложить законные пути ее решения.
Как уже отмечалось, ряд спорных ситуаций во взаимоотношениях сторон при государственном контроле объектов торговли возникают по причине недостаточных знаний ими своих прав и обязанностей. Поэтому с учётом требований ФЗ от 8 августа 2001 г. № 1Э4-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», иных нормативно-правовых актов (НПА) выделим в систематизированном виде «правообязанности» органов и должностных лиц, участвующих в процессе инспектирования.

Права должностных лиц государственных органов контроля (надзора) при проведении проверки объектов торговли. В соответствии с действующим законодательством должностные лица каждого государственного органа контроля (надзора) имеют право:
1) проводить мероприятия по контролю обследуемых объектов торговли продолжительностью не более одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлён, но не более чем на один месяц. Таким образом, максимальный срок проведения мероприятия по контролю обследуемых объектов торговли со стороны каждого органа государственного контроля (надзора), скажем, органов Государственного пожарного надзора, не может превышать по продолжительности более двух месяцев.
2) проводить плановое мероприятие по контролю обследуемых объектов торговли не более чем один раз в два года.
3) проводить внеплановую проверку деятельности обследуемых объектов торговли в строго определенных случаях:
во-первых, при выявлении нарушений обязательных требований в результате планового мероприятия по контролю;
во-вторых, при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти относительно возникновения аварийных ситуаций, изменений или нарушений технологических процессов, выхода из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
в-третьих, при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнении окружающей среды, повреждении имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
в-четвертых, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;
в-пятых, при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Обязанности должностных лиц государственных органов контроля (надзора) при проведении проверки объектов торговли:
1) предъявлять руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю свое служебное удостоверение. По общему определению любое служебное удостоверение должно отвечать определенным требованиям. В частности, оно не должно иметь:
— подчисток, подтирок, травлений, вставных листов;
— просроченного срока действия;
— устаревшей формы документа;
— подписей неправомочных лиц;
— излишней загрязненности, расплывчатости или неразборчивости (нечеткости) текста документа;
— написание текста документа карандашом, красным, желтым или иным нехарактерным цветом чернил;
— инородного цвета листов документа;
— несвойственных в документе реквизитов и их расположения;
— нехарактерной параметрической формы документа.
Помимо общих требований, предъявляемых к служебным удостоверениям, аналогичные документы должностных лиц каждого органа Государственного контроля (надзора) имеют свое специфическое содержание. Как правило, оно закрепляется в нормативно-правовых актах, утверждаемых руководством федеральных органов исполнительной власти РФ и обязательных для исполнения на всей территории страны.
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) объектов торговли:
1) требовать от органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц точного и неуклонного соблюдения положений действующего законодательства;
2) требовать от органов государственного контроля (надзора) возмещения вреда, причиненного ими вследствие неправомерных действий (бездействия) при проведении государственного контроля (надзора);
3) требовать включения в размер убытков, причиненных органами государственного контроля (надзора): а) расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности; б) затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи;
4) обжаловать незаконные действия (бездействие) органов государственного контроля;
5) пресекать незаконную деятельность должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
6) требовать признания недействительными полностью или частично тех нормативно-правовых актов, которые приняты органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства Российской Федерации;
7) требовать соблюдения обязанностей, возлагаемых на органы государственного контроля (надзора) и их должностных лиц.
Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) на объектах торговли:
1) обеспечивать присутствие своих представителей и (или) должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований. Такую обязанность надлежит выполнять только в том случае, когда, во-первых, это требование исходит от контролирующего органа в лице его начальника или заместителя. Выполнять же требование представителя контролирующего органа, если оно не подкреплено требованием руководства его органа, недопустимо. Во-вторых, когда контролирующий орган и его представители выполнили свои «предпроверочные» обязанности. Скажем, предъявили юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, отвечающее требованиям законодательства РФ служебное удостоверение и приказ о проведении мероприятия по контролю.
2) вести журнал учета мероприятий по контролю;
3) содержать журнал учета мероприятий по контролю надлежащим образом. Это значит, что: а) в журнале должна быть запись должностного лица органа государственного контроля (надзора) о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также о фамилии, имени, отчестве, должности лица (лиц), осуществивших мероприятие по контролю, и его (их) подпись; б) журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя; в) журнал может отсутствовать, однако в этом случае в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, должна быть соответствующая запись.