7. Юридический институционализм

7. Юридический институционализм
7. Юридический институционализм

Институционализм (от лат. institutio — образ действия, наставление, устройство) основан на понятии «институция», обозначающем любое устойчивое объединение людей для достижения определенной цели, а также порядок или способ социального общения, который включает в себя обязательные нормы и стандартизованные виды поведения. Термин используется в современной социологии (социальный институт, процесс ин- ституционализации и др.), в экономике (институциональная экономика), психологии.
В правоведении институционализм как течение возник в связи с признанием и своеобразным истолкованием того факта, что существующие в каждом обществе коллективы и ассоциации (социальные общности, учреждения, союзы), как се-мья, члены одной профессии, добровольные ассоциации, а также коллективы, организованные для удовлетворения определенных интересов и потребностей, являются учреждениями интегративными, т. е. обеспечивающими сплочение общества в нацию-государство. При этом интегративная роль подобных коллективностей осуществляется ими наряду с выполнением более частных целей и ролей, которые выгодны им самим. Даже коллективная общность, именуемая бюрократией, котораятрадиционно занята заботами о собственном преобладании над массами управляемых лиц или групп, может восприниматься в качестве учреждения с посредническими функциями, нацеленными на реализацию общих функций государства. Государство, в свою очередь, не только не препятствует появлению и развитию бюрократической общности, но даже содействует ее ин- ституционализации.

Теорию юридического институционализма наиболее успешно развивал французский юрист Морис Ориу (1859—1929). Извечную проблему противоположения интересов индивида и государства он истолковал в духе христианского коллективизма первых его веков, однако сделал это с некоторыми новациями. Его теория институции, т. е. теоретическое истолкование природы и функционирования учреждений, установлений или каких-либо коллективов, построена без использования договорной теории происхождения некоторых политических и правовых институтов (т. е. без концептуального ядра либеральной теории государства) и без использования командно-административной концепции законности, присущей бюрократизиро-ванному государству и обществу социализма. В ней содержатся положения, которые получат затем самое широкое использование. Концептуальная основа теории институции восходит к идее равновесия, которую Ш. Л. Монтескье в свое время положил в основание своей теории разделения властей. Суть ее состоит в том, что правопорядок уподобляется системе физического равновесия сил, и вся жизнь современного государства предстает в итоге совокупностью «бесчисленных социальных равновесий, соединенных в сложную и запутанную систему» (Н. Н. Алексеев).
Одной из таких систем равновесия являются правовые отношения. Правовые отношения выполняют ряд социальных функций и предстают областью социального мира, в котором уравновешиваются враждебные и противоположные интересы людей, социальных групп и классов. Настоящий мир, общенациональный или интернациональный, всегда является миром, основанным на праве. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Каждая правовая система распределяет все права между личностью и обществом и создает право индивида, с одной стороны, и право общества—с другой. Это распределение создает социальный антагонизм ив то же время создает систему равновесия. Возникшийтаким образом правопорядок уравновешивает в каждом обществе не только противостояние индивида и общества, но также многие другие системы общественного быта — гражданского, публичного, коммерческого, военного и др.
Для правопонимания Ориу характерно различение правового порядка и правового строя. Правовой порядок имеет целью ввести с помощью некоторых процессов и специальных процедур меру справедливости в примитивный порядок вещей. При этом правовой порядок может осуществлять справедливость в политических учреждениях не иначе, как вводя в них правовые состояния. При этом необходимо, чтобы правовые состояния устанавливались сами собой. Так, например, публичному праву присущи известный публично-правовой порядок вещей и известное положение институтов, которые в совокупном взаимодействии «упорядочивают область публичных отношений в целях свободы и справедливости». Первый прием, с помощью которого правовой порядок вводит справедливость в существующее положение вещей, — прием превращения фактических состояний в правовые состояния. Так как в публичном праве факт часто является результатом силы, то это создает проблему превращения результатов силы в правовые состояния. Второй прием юридической техники введения справедливости состоит в персонификации соци-альных институтов. Человеческому сознанию свойственно чувство справедливости. Но в социальных группировках выявляются обычно столь примитивные коллективные силы, что управление ими ускользает от индивидуальных сознаний и влияний даже правящих лиц. Дело облегчается тем, что коллективные силы сами организуются «наподобие личности», а также подчиняют свои внешние проявления настолько разумным процессам, что индивидуальным сознаниям становится легко воздействовать на них в «направлении справедливости». Ориу при-знавал недостатки антропоморфизма в изображении социальных явлений, но говорил, что он «дает благие результаты, которые состоят во внесении гуманности в социальные институты, существующие ради человека».



Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.